Г аполлинер биография. Гийом аполлинер - убиенный поэт

Гийом Аполлинер считается одним из самых важных литературных деятелей начала ХХ века. Его короткая, но яркая литературная карьера повлияла на развитие таких направлений в искусстве как футуризм, кубизм, дадаизм и сюрреализм. А тайна личности Аполлинера - богемный художник, блестящий рассказчик, гурман, военный - стали моделью авангардного поведения. В честь 135 летия со дня рождения писателя, предлагаем вам вспомнить главные моменты его жизни.

Будущий поэт родился 26 августа 1880 года в Риме. Его мать, дочь польского шляхтича Анжелика Костровицкая, тайно сбежала с итальянским офицером. У них было двое детей (младший Альберт), но пара так никогда и не обвенчалась. При рождении Гийома Аполлинера нарекли Вильгельмом Вонж-Костровицким, а при крещении ему дали имя - Аполлинарий. Именно из своего церковного имени в будущем он создаст свой псевдоним. С отцом Гийом Аполлинер так никогда и не встретился, что тревожило его на протяжении многих лет. Зато с братом своего отца, доном Ромарино, мальчик провел много времени, так как дядя взял его под негласную опеку и устроил в монастырскую школу в Монако.

Весной 1899 года семья перебирается в Париж, а лето Вильгельм и Альберт проводят в Бельгии. Многие исследователи творчества Гийома Аполлинера считают, что именно бельгийский период повлиял на становление его как поэта. Здесь он узнал первую любовь и начал увлекаться фольклором.

Вернувшись в Париж, Вильгельм начал менять работы одну за другой: работал в банке, затем пошел на курсы стенографии, после чего писал в различных журналах за других авторов. Но всё это помогло ему завести полезные связи в журналистике. И вот, в 1902 году на страницах еженедельнике «Табарен» впервые появился псевдоним «Гийом Аполлинер».

За год до этого, после улучшения финансового положения, Гийом Аполлинер отправился в Германию. Здесь его ждала первая сильная любовь и первое большое разочарование. Здесь он познакомился и до беспамятства влюбился в английскую гувернантку Ани Плейден. Но, несмотря на долгие ухаживания, Ани отвергла предложение женитьбы и отправилась работать в США. После этого у Аполлинера начали явно просматриваться мотивы любовной тоски. Ани он посвятил несколько своих стихов, которые теперь читает весь мир: «Ани», «Эмигрант с Лэндор-роуд», «Кельнская дева с цветком фасоли в руке». А когда биограф Аполлинера отыскал её в Штатах, после 40-летней разлуки с поэтом, она даже и не предполагала, что её имя фигурирует в биографии этого великого человека.

Следующий любовный опыт также закончился для Гийома Аполлинера неудачей. В 1907 году он познакомился с художницей Мари Лорансен. Но после пяти лет бурного романа, девушка бросила поэта ради более удачной пассии. Этот разрыв стал для Аполлинера куда более сильным ударом, чем отказ гувернантки. Он попытался замкнуться в себе, и начал курить опиум. К счастью, вскоре душевная рана зажила, и свои чувства к Мари он изложил в романе «Убийство поэта».

А. Руссо изобразил Аполлинера и Лорансен на своей картине «Муза, вдохновляющая поэта» (1909)

После затяжной депрессии Гийом Аполлинер возвращается в литературу с новыми силами: его поэму «Зона» критики восприняли блестяще. А уже в 1913 году выходит знаменитый сборник поэзии «Алкоголи». И, несмотря на то, что критики набросились на сборник с негативными отзывами, он вошел в число одних из лучших поэтических сборников. Кстати, один из критиков так яростно рвал и метал, что Аполлинеру пришлось вызвать его на дуэль. Вместе со сборником «Алкоголи» вышла также книга Гийома Аполлинера «Кубисты. Эстетические размышления».

С началом Первой мировой войны, желая доказать свой истинный французский патриотизм, Гийом Аполлинер отправляется на службу в армию. И, несмотря на тонкую натуру поэта, великолепно несет службу сначала в артиллерийском полку в городе Ним, а затем в пехоте. За военные заслуги Аполлинеру присуждают Боевой крест.

Начиная с этого момента жизнь Гийома Аполлинера , как будто чувствуя свой близкий финал, начала бежать всё быстрее. 9 марта 1916 года он получил французское гражданство. Но уже 17 марта 1916 года поэт был очень серьезно ранен в голову осколком снаряда. После того как у Гийома отказала левая рука и начался паралич левой стороны тела, врачи решили пойти на риск и провести трепанацию черепа. Операция прошла удачно, но всё же отразилась на психическом здоровье поэта — он начал раздражаться буквально от каждой мелочи. Друзья начинают отмечать, что под влиянием ранения, операции и войны сущность Аполлинера изменилась.

В эти годы Аполлинер организовывает группу молодых поэтов, объединяя их творчество под направление сюрреализм. Кстати, именно Аполлинер был автором этого термина. В его кружек вошли Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон и Жан Кокто. А уже в 1917 году состоялась премьера его «сюрреалистической драмы» «Сосцы Тиресия». А в ноябре этого же года он выступает с лекцией «Новое сознание и поэты».

Этюд к портрету Гийома Аполлинера художника Жана Метценже (1911)

И всё-таки удача постепенно его оставляет. В октябре вышла вторая книга новелл «Убиенный поэт», а в конце декабря группа молодых литераторов устроила банкет в честь мэтра нового направления в искусстве. Но это далеко не самые счастливые моменты последних лет жизни Гийома Аполлинера . Весной 1917 года поэт знакомится с Жаклин Кольб, женщиной, с которой он наконец-то находит душевный покой и женится на ней. Он получает долгожданное счастье и с новыми силами вливается в работу.

Перед своей смертью Гийом Аполлинер начинает создавать свои знаменитые каллиграммы (стихи, облаченные в художественную форму). Так впервые появляются так называемые идеограммы, в которых текст и текстовые образы сплавляются воедино. Таким образом, он стремиться придать поэзии не только словесной, но и визуально красоты. Последним его прижизненным изданием стал сборник «Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1918».

Каллиграмма «Голубка и фонтан»

Гийом Аполлинер скончался 9 ноября 1918 года от испанского гриппа, так и не узнав об окончании войны. Его похороны состоялись 13 ноября в той самой церкви св. Фомы Аквинского, в которой за полгода до этого он обвенчался со своей женой. Тело его было захоронено в Париже на кладбище Пер-Лашез. Посмертно были опубликованы его роман «Сидящая женщина», сборник рассказов «Меланхолический страж», драма «Цвет времени» и переписка с Луизой де Колиньи-Шатийон «Послания к Лу».

Могила Гийома Аполлинера

Несмотря на то, что некоторые критики сейчас отказываются зачислять Гийома Аполлинера в ранг величайших поэтов ХХ века, его наследие подтверждено такими литературными новаторами как Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто и Гертруда Стайн. Незадолго до смерти Аполлинера писатель Жак Ваче писал Андре Бретону, на тот момент ставшему лидером сюрреалистического движения: «Аполлинер ознаменовал собой целую эпоху. Теперь мы можем творить красоту».

Гийом Аполлинер (настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий) – французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века – родился 26 августа 1880 года в Риме.

Мать Аполлинера – польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовая усадьба Костровицких, как и Мицкевича, находилась в Новогрудке (ныне Беларусь). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Детство Аполлинер провёл в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 переехал с матерью в Париж.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён – Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед).

В 1910-е активный публицист: хроникёр в «Меркюр де Франс», критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913 ). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо.

В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

7 сентября 1911 Гийом Аполлинер был помещён в тюрьму в связи с подозрением в похищении из Лувра «Моны Лизы», но пять дней спустя – оправдан.

Весной 1917 по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполлинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Художественная проза Аполлинера носила оттенок упрощённого имморализма и нарочитого эпатажа: роман «Одиннадцать тысяч палок» (Onze mille verges, 1907 ), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913 ), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914 ), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914 ). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909-1914 ), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911 ), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники обратили внимание на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также – провозглашённый в 1924 румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов, назвавших себя сюрреалистами: Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенёс трепанацию черепа.

9 ноября 1918 года Гийом Аполлинер, ослабленный операцией, умер от испанского гриппа во время эпидемии.

Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дата рождения 26.08 - 1880; Дата смерти 09.11 - 1918
Французский поэт, классик французской литературы ХХ столетия Гийом Аполлинер (26.8.1880, Рим, - 9.11.1918, Париж) родился в семье польской аристократки и итальянского офицера, был крещен как Вильгельм Аполлинарий Костровицкий. Получил образование в Монте-Карло, впоследствии перебрался в Париж.
Некоторое время работал учителем, затем всецело посвятил себя литературе. В 1913 году был опубликован поэтический сборник "Алкоголь", который считается высшим достижением Аполлинера-поэта. В книге стихов «Алкоголь. 1898-1913» (1913) - интонации народной песни, и эпический голос большого города, и призыв испить вселенную «глоткой Парижа» («Вандемьер»), и размышление поэта о тюремной неволе (цикл стихов «В тюрьме Сантэ»; в тюрьму Аполлинер попал по ложному обвинению в 1911).
В творчестве Аполлинера столкнулись формалистическое экспериментаторство и новаторское развитие классической традиции. И если ныне Аполлинер воспринимается как один из тончайших лириков 20 в. (цикл «Vitam impendere amori» - «Жизнь посвятить любви», 1917), то прежде всего потому, что влияние модернистских школ, будь то символизм (повесть «Разлагающийся чародей», 1908), кубизм («Эстетические размышления. Художники-кубисты», 1913), футуризм («футуристическая антитрадиция, манифест-синтез», 1913) или сюрреализм (драма «Сосцы Тиресия», пост. 1917, изд. 1918), не смогло сковать творчество Аполлинера. Он выходил из очередных тупиков на свою дорогу - доверия к будущему, вкуса к жизни (цикл новелл «Ересиарх и К°», 1910), гротескного осмеяния буржуазного одичания (книга иронической прозы «Поэт убиенный», 1916), к «новому» реализму («Новый смысл и поэты», речь Аполлинера 26 ноября 1917).
Накануне 1-й мировой войны Аполлинер предвидел, что грядет «время революций». В войне он видел бессмысленное уничтожение человека человеком, но в 1914 добровольцем вступил во французскую армию: стремление освободить Польшу - одна из причин этого решения. Был тяжело ранен. Первые военные стихи, адресованные «прекрасной даме», в традициях куртуазной лирики, окрашены воинственным презрением к врагу (сборник «Послания к Лу», 1915, изд. 1955). Но Аполлинер создал и лирическую хронику трагического восприятия войны («Каллиграммы. Стихотворения Мира и Войны. 1913-1916», 1918).
Итоговое раздумье Аполлинера в мистерии-буфф «Цвет времени» (1918, опубл. 1920) над собственническим миром звучит как грозное обвинение эпохе самоубийственного индивидуализма. Формалистические эксперименты Аполлинера канонизировали дадаисты и сюрреалисты, а трагедийный лиризм поэта и его оптимистическую веру в торжество «зари над сумерками» восприняли П. Элюар, В. Незвал и Л. Арагон.
Поэт скончался в Париже от гриппа незадолго до подписания перемирия в войне, 9 ноября 1918 г. Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Гийом Аполлинер (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя - польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowitcki - Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880 - 9 ноября 1918) - французский поэт польского происхождения, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века. Друг художников Пикассо, Брака и др. Выразитель эпохи кубизма, наивного искусства и аэропланов. Автор каллиграмм, слово он придумал сам. Настоящий парижанин знает, как минимум, первую строчку стихотворения Аполлинера "Мост Мирабо" (Le pont Mirabeau).

Родился 26 августа 1880 в Риме. В 1887 вместе с матерью (Анжелика Кастровицкая, российская подданная, дочь польского офицера Михаила Аполлинария Кастровицкого, бежавшего в Италию после Польского восстания 1863–1864; отцом Аполлинера был, предположительно, итальянец Франческо Флуджи д"Аспермонт, офицер) и младшим братом переехал в княжество Монако. Учился в монакском религиозном коллеже Св.Карла. В 1896–1897 в течение пяти месяцев посещал лицей в Ницце, затем поступил в лицей Станислава в Каннах.

В 1899 семья обосновалась в Париже. Аполлинер устроился служащим банковской конторы. В 1901–1902 работал в Германии в качестве воспитателя в немецкой семье. В 1902 вернулся в Париж, занялся журналистской, редакторской, писательскёй деятельностью. В 1905 произошла его встреча с Пабло Пикассо, которая, как считают, имела немалое значение для судеб искусства 20 в.

7 сентября 1911 по подозрению в соучастии в краже Джоконды из Лувра заключен в парижскую тюрьму Санте; 12 сентября отпущен за отсутствием состава преступления.
Участвовал добровольцем в Первой мировой войне, настоял на отправке на передовую, был ранен и демобилизован.

Умер в Париже 9 ноября 1918, заразившись испанкой, в возрасте 38 лет. Похоронен 13 ноября на кладбище Пер-Лашез.

Аполлинер занимает уникальное место во французской литературной истории: он стоит у истоков, у рождения современного искусства. Он написал "Зону", легендарное стихотворение не менее легендарной книги "Спирты" (или "Алкоголи"), с которого началась современная поэзия. Аполлинером же датируется рождение кубизма -- не только кубизма Пикассо, но и аналитического кубизма Брака, синтетического кубизма Хуана Гри, вообще современной живописи. Поэт и прозаик, французам он известен также как эротический писатель, в частности, написавший два эротических романа; причём сами французы ставят его в один ряд с де Садом и Баффо.

Мать Аполлинера - польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Белоруссия). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Детство Аполлинер провел в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 семья поселилась в Париже.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён - Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). В 1910-е активный публицист: хроникер в «Меркюр де Франс» (Mercure de France), критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 1912-1913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполиинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Проза и антологии

Художественная проза Аполлинера носила оттенок либертинажа: роман «Одиннадцать тысяч розог» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 1909-1914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Ад Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Поэзия

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники чутко отреагировали на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также - провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Лучшие дня

Аполлинер и сюрреализм

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов-сюрреалистов - Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Кончина Аполлинера

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенес трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от эпидемии испанского гриппа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.