Человек после смерти эзотерика. Аура человека после смерти

Смерть может стать достоянием общественности, когда о ней сообщается в колонке некрологов в газете, но все же это сугубо личное событие. Существуют два понятия, обладающие чрезвычайно приватным, интимным характером: это смерть и сновидения. За меня никто не умрет, и за меня никто не увидит сны.

Ошо считает, что понимание человеком феномена смерти играет важную роль в его духовном развитии.

Жизнь и смерть рассматриваются на Западе как антагонисты, как два взаимоисключающие понятия Смерть является источником страха, это табу, о смерти предпочитают не говорить.

Один профессор теологии как-то сказал: "Сегодня вопросы секса обсуждаются открыто, а смерть... это вульгарно".

Многие западные философы размышляли о смерти, особенно этим отличались экзистенциалисты. Точка зрения Жан-Поля Сартра представляет собой типичный западный взгляд на смерть: "Смерть никогда не наполнит жизнь смыслом; напротив, смерть - это то, что лишает жизнь всяческого смысла".

У Ошо совершенно противоположная точка зрения. Он говорит: "Смерть не противоречит жизни, она не означает конец жизни, она лишь подводит жизнь к прекрасной вершине. Жизнь продолжается и после смерти. Она была до рождения, она продолжится и после смерти. Жизнь не ограничивается кратким промежутком между рождением и смертью; наоборот, рождение и смерть - это маленькие эпизоды в вечности жизни".

Запад склонен рассматривать смерть как зло, он наделяет ее крайне негативными чертами. Жизнь и смерть представляют собой конфликтующие стороны. Такая точка зрения основывается на аристотелевском постулате "или-или, но никак не вместе": А равно А, и то, что не является А, становится анти-А.

Согласно этой дуалистической концепции, тот, кто не выступает против абортов, автоматически становится их защитником. Подобным образом смерть рассматривается как отрицание жизни.

Результатом подобного подхода стало всяческое возвеличивание молодости; люди стали стесняться своего возраста, извиняться за свой возраст.

Восточный подход к смерти отличается динамизмом, он основывается на предпосылке о целостности, о том, что А равно А плюс еще что-то. Восток придерживается мнения о том, что ничего абсолютного нет, все относительно, все находится в движении.

Современная наука, новые открытия в медицине, межотраслевой подход общественных наук... повсюду мы находим сегодня подтверждение тому, что правильно рассматривать реальность как "вместе", а не "или-или".

Ошо объясняет, что на Востоке жизнь не рассматривается отдельно от смерти. Он подчеркивает: для того чтобы понять жизнь, для того чтобы по-настоящему жить, а не существовать, человеку нужно познать смерть. Не нужно бояться ее, но не нужно также и стремиться победить ее. Необходимо просто познать ее, и это "познание" само приоткроет истинный смысл смерти.

Ошо рассматривает жизнь и смерть как части одной высшей космической Жизни. При каждом вдохе мы живем, при каждом выдохе мы умираем, но и вдох, и выдох - говорит Ошо - гармонично взаимодействуют.

Он утверждает, что мы начинаем умирать с самого рождения, с самого начала жизни мы приближаемся к смерти. Семя приводит к появлению цветка. Мы называем это ростом. Подобным образом, рождение приводит человека к смерти.

Жизнь и смерть неразделимы; они - две стороны одной медали.

Ошо полагает, что смерть не находится в будущем, она приходит каждое мгновение. Тот, кто заявляет, что смерть связана с будущим, просто прячется от реальности и продолжает жить иллюзиями. Мы откладываем смерть на будущее потому, что наше эго не в состоянии принять свою смерть. А вот Ошо объясняет, что можно понять смерть, отказавшись признавать эго центром нашей жизни; центром нашей жизни является сознание. Смерть не в состоянии погубить наше сознание, оно вечно. Более того, смерть уничтожает эгоизм, что становится движущей силой в жизни человека.

И здесь мы сталкиваемся с парадоксом смерти: с одной стороны, нет реальности выше реальности смерти, все в мире смертно. С другой стороны, нет ничего похожего на смерть в том смысле, что даже после смерти эго и физического тела наше сознание не погибает и продолжает жить.

Можно ли познать смерть, не умирая?

Ошо отвечает утвердительно. Для этого он рекомендует медитацию.

Мы публикуем фрагменты выступления на семинаре, который провел в Москве Андрей Гнездилов, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), основатель первого в России хосписа, изобретатель новых методов арт-терапии и автор многочисленных книг.

Смерть как часть жизни

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека.

Она имеет не только негативный характер. Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти. Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?»


И никто не дал сразу внятного ответа. Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс.

Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал.

Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью. Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь.

Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает. И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения.

Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла — родился внучек. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.
Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире. Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила.

Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась.

И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя. В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце.

Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца». Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?» Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли.

Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка. Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу.

Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт». Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет».

Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит». Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!» Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть.

Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу. Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики.

Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти. Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз. Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре.

И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла! Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову.

Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть «не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии.

Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью».

И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни. Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность.

Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно!

Смерть осознается только теми жизнями, которые обладают самосознанием, и к великому сожалению неверно понимается только человеческими существами.

Что там за завесой, если там другая жизнь или все заканчивается здесь? Эти извечные вопросы задают себе миллионы поколений людей, и каждый из них получает именно тот ответ, который достоин его уровня осознания вечности. Для кого – то смерть это конец всему, а для кого – то это всего лишь очередной этап в его личной эволюции. Смерть для большинства людей, независимо от их миропонимания, представляет собою просто необъяснимое явление, нагло вторгающееся в их личную жизнь, и разрушающее все их планы на будущее.

Что же такое смерть? И почему подавляющее большинство людей, так панически боится смерти, что готово пойти на все, чтобы оттянуть ее хоть на час. В чем причина такого первобытного страха? Основных причин две, хотя Алиса А. Бейли в своем трактате «О семи лучах» указывает их аж семь, но все таки только две из них я бы отнес к основным, ибо они присущи подавляющему большинству жителей планеты Земля. Первый и основной - это ужас неведомого и неопределенного ожидающий нас после смерти. Из-за завесы смерти не возвращался еще не один смертный, и эта неизвестность пугает нас. И второй - это то, что мы отождествляем себя с этим физическим телом.

Потеря нашего физического тела вызывает у нас животный страх, что вместе с телом мы потеряем свою индивидуальность и перестанем существовать как личности. То, что с таким трудом мы копили всю свою жизнь, может исчезнуть для нас в один момент. Боязнь этой потери заставляет нас так тщетно цепляться за нашу никчемную жизнь. Наш страх перед cмертью, порождён нашим ужасающим невежеством, нашим полным незнанием истины, которую скрывает cмерть. Это происходит потому, что большинство людей считают себя тем внешним телом, которым они обладают и поэтому думают, что с разрушением этого физического тела они также перестанут существовать. Многие, зная начало и видя лишь один свой конец, проживают свою жизнь бесцельно, по пустякам растрачивая годы и тратя невероятную энергию на накопление иллюзорных и ненужных ценностей.

Смерть будет внушать свой древний ужас таким людям до тех пор, пока их сознание будет отождествлять себя с этим телом. Но как только мы осознаем себя душой, мы поймем: что смерти нет, есть лишь временный переход на другой план бытия в процессе вечной эволюции нашей души. Алиса А. Бейли в своем трактате о семи лучах пишет; « Смерть наступает для конкретного человека, в обычном смысле этого слова, когда из физического тела уходит воля к жизни и ее место занимает воля к отделению». Я полностью согласен с этой ее трактовкой смерти, хотя признаю, что она не может стопроцентно подходить под все случаи смерти. Ведь бывают и случаи внезапной смерти, когда воля к жизни еще довольно сильна, но тут уже действуют совсем другие кармические законы, весьма сложные для понимания ввиду того, что мы не знаем причин их действия. Как правило, эти причины сокрыты в прошлых жизнях и недоступны для понимания абсолютного большинства людей, поэтому такие смерти выглядят для них несправедливыми. Хотя закон кармы абсолютен и справедлив, даже если убит трехлетний ребенок, как бы жестоко это не звучало, он это заслужил.

Смерть остаётся и теперь такой же неизбежной истиной, как и прежде. Она стоит за спиной каждого из нас, и никто не может спастись от неё или избежать её холодного дыхания. Смерть – процесс, обратный рождению. Рождение – это воплощение сознания, смерть – его развоплощение, но в обоих случаях сознание переходит из одного состояние в другое. Едва родившись, мы уже приговорены умереть, ибо рождение - это первый шаг к смерти. Движение к смерти неумолимо. Оно никогда не прекращается. Мы начинаем умирать с момента рождения. В свое время я любил задавать людям один вопрос; «В чем причина смерти всех живых существ»? Большинство называло общепринятые причины, старость, болезни , несчастные случаи и тому подобное и лишь незначительное меньшинство могло дать правильный ответ. Хотя сам ответ столь очевиден, что лежит на поверхности и когда я называл его, все люди соглашались с ним и дивились, как это они сами до этого не додумались. Сам ответ очень прост; «Причина смерти – рождение».

Ведь ни кто не будет спорить, с первым очевидным фактом, что все мы родились, а так же и с другим очевидным фактом, что все мы в конечном итоге когда-то умрем. Эти две вещи очевидны для всех людей, независимо от их возраста, расы, вероисповедания, все остальное может меняться. Лишь рождение и смерть останутся неизменны, пока существует человечество. Возможно, в скором времени эти понятия приобретут другие значения, но люди по-прежнему будут рождаться и умирать. В одном из самых древних религиозных трактатов Бхагават Гите (гл.2 ст.27) написано; «Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя свой долг».

У подавляющего большинства людей сознание блокируется в момент их перехода, то есть они перестают помнить свои прошлые воплощения. Их жизненный опыт не исчезает, но он переходит из области сознательного в область подсознательного, и в новом воплощении начинает осознаваться на уровне инстинктов и талантов. Лишь не многие из адептов могут сознательно сохранять ясность ума в момент перехода – это и есть настоящее бессмертие. Именно так и описывает настоящее бессмертие Дон Хуан маг и чародей из книг знаменитого мистика Карлоса Кастанеды. Попытка сделать бессмертным физическое тело, абсолютная глупость, нельзя остановить течение времени. Добейтесь сохранения ясности сознания в момент перехода, и вы станете воистину бессмертным. Именно к такому бессмертию стремились величайшие посвященные земли. Для тех, кто ещё при жизни разгадал для себя тайну cмерти, осознанное умирание является Посвящением, наделяющим способностью в дальнейшем существовании сознательно управлять процессами Рождения (проявления) и Смерти (развоплощения).

Есть масса легенд о так называемых «пилюлях бессмертия», хотя вы сами прекрасно понимаете, что физической таблетки бессмертия в природе не существует. В лайя йоги есть учения, называемое «кая кальпа» и «расаяна» которые помогают йогам на долгие годы и даже тысячелетия сохранять жизнь их физического тела, но сделать их бессмертными они все равно не могут. Согласно учению даоских мудрецов, истинное бессмертие состоит в том, что бы выплавить в себе «пилюлю бессмертия», то есть сохранить ясность сознание в момент смерти. В этом вам может помочь знаменитый тибетский трактат «Бардо Тедол» или как его еще называют «Тибетская книга мертвых». Существуют и более древние источники по правилам умирания, например «Египетская книга мертвых». Правда все оны написаны эзотерическим языком и в большинстве своем будут малопонятны основной массе читателей. Да этого от них и не требуется, ибо они писались для избранных, для тех, кто хотел понять суть смерти. Большинство людей сознательно избегают разговоров о смерти, потому – что упоминание о смерти вызывает у них реальные ощущения собственной кончины. Им кажется, что говоря о смерти, они приближают свою – это конечно глупость. Разговоры о смерти не приближают вашу смерть, но делают ее более ясной – это факт.

Современная наука довольно много знает о процессах связанных с умиранием, но она до сих пор не может дать ответ: что - же происходит с нашим сознанием после смерти физического тела? Момент же, когда большинство функций организма перестают измеряться приборами, принято называть "моментом Смерти", но это касается только физического тела, а что же в этот момент происходит с нашей душой? На это вопрос пытается дать ответ книга доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». В ней описано достаточное количество посмертного опыта, что бы большая часть читателей задумалась об этом.

Теперь давайте немного поговорим о самой смерти. Существует несколько признаков скорой смерти, они бывают двух видов, психологические и физические, все они достаточно хорошо описаны в таких книгах как «Чжуд – Ши», «Бардо Тедол», «Искусство умирать» . Мы рассмотрим лишь те которые могут определить большинство людей. Начнем с самого главного психологического - это отсутствие желания жить. Процессом смерти управляет наше желание, так же само, как и другими жизненными процессами. Очевидный факт, что при отсутствии воли к жизни смерть неизбежна. Отсутствие воли к жизни запускает механизм смерти. Одни делают это сознательно, другие просто устали жить.

На этот случай есть одна интересная притча. Александр Македонский спросил придворного мудреца; « До каких пор следует жить человеку», и тот ответил: « Человеку следует жить до тех пор, пока он не сочтет, что умереть лучше, чем жить». И это, правда, каждый сам выбирает себе ту грань, до которой он хочет жить. Пока у вас есть цель в жизни вы будете жить. Посмотрите на пример некоторых родителей, они живут пока их дети или внуки нуждаются в их помощи, но как только такая помощь перестает быть нужна, они быстро угасают. Это случается потому – что они не могут сменить свои приоритеты. У них была одна цель в жизни это их дети и когда она ушла, они не могут найти другую, а оставшись без цели, теряют волю к жизни и быстро умирают.

Очень интересен в смысле принятия смерти кодекс « Буси-до», кодекс чести японских самураев. Там есть специальный раздел называемый «Лицом к смерти». Приведу лишь несколько высказываний, но и этого будет вполне достаточно, что бы понять, какой глубинный смысл сокрыт в этом разделе; «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Цепляться за жизнь, когда пришла смерть недостойно настоящего воина. Сделать четкие последние заявления – обязанность истинного воина. В делах повседневных помни о смерти и храни это слово в своем сердце. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Те, кто держится за жизнь, умирают, а те, кто не боится смерти, живут. Все решает дух. Если готов убивать, значит, готов и умирать. Буси-до – Путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти».

И так с главным психологическим признаком смерти мы определились – это отсутствие желания жить. Давайте для симметрии рассмотрим несколько физических признаков смерти. Они бывают двух видов, далекие и близкие, то есть те которые наступают непосредственно перед самой смертью, и те которые появляются за некоторое время до смерти (от месяца до полугода). К далеким признакам можно отнести симметрию лица. У подавляющего большинства людей обе половинки лица не симметричны, то есть имеют небольшие различия. Если глядя в зеркало, вы заметили, что ваше лицо стало симметричным, это значит, что пора готовиться к переходу. Из других, внешних знаков приближающейся смерти, можно отметить исчезновение ощущения света или цвета во время надавливания пальцами на веки прикрытых глаз в первый день каждого месяца. Если вы после надавливания на глаза не ощутите никаких изменений в цветовых ощущениях, то Смерть ваша уже близка.

То же самое можно сказать и в отношении ощущения в ушах тончайшего звона или резонанса, - если он больше не ощущается, то следует начать свою подготовку к умиранию. Много может также рассказать знающему человеку и необычно бледный кончик носа, предвещающий смерть ещё за несколько дней до неё. Есть и более близкие признаки, три из них являются основными: 1) ощущение тяжести в теле – «земля в воде» 2) ощущения холода, словно тело оказалось в воде, которое постепенно переходит в лихорадочный жар – «вода в огне» 3) ощущение, словно тело разрывается на мельчайшие атомы – «огонь в воздухе». Каждый признак сопровождается внешними изменениями, такими как: утрата контроля над лицевыми мускулами, потеря слуха и зрения, прерывистое дыхание перед обмороком. Я не буду больше описывать признаки, но если они вас интересуют, вы можете обратиться к специальной литературе, очень хороша в этом отношении книга Ориса «Искусство умирать».

В отличии от тибетской и египетской «Книг мертвых» она написана современным понятным языком с минимумом санскритских терминов и по сути является практическими справочником по "некропедии", своеобразными учебником по подготовке к опыту настоящей, реальной cмерти. Человек умирает только раз в жизни и поэтому, не имея опыта, как правило, умирает неудачно. Приобрести необходимый опыт помогут книги о смерти. Они, конечно, не гарантируют сто процентного успеха, но зато смогут помочь понять основы процессов происходящих с вами во время смерти. Знание этих процессов поможет вам не растеряться в момент собственной смерти. Согласно всем религиозным учениям момент смерти является одним из самых важных моментов в нашей эволюции. Потому – что именно он и определяет условия нашего дальнейшего существования. Недаром во всех религия в момент смерти необходимо присутствие духовного наставника, что бы облегчить процесс смерти и направить душу в нужное русло. К великому сожалению современное урбанизированное общество не придает этому процессу должного внимания. Редко когда к умирающему зовут его духовника, хотя в роли духовника может выступать не только священнослужитель. Духовником может быть и родственник умирающего и это даже предпочтительно, ибо такому лицу доверия больше.

Умирание - это процесс соприкосновения с Вечностью. Пифагор в своих мистериях говорил; «Земное рождение есть смерть, смерть есть воскресение с точки зрения духовного». Момент смерти ничем не отличается от любого другого. Это очередной жизненный опыт, который нужно встречать бодрствуя. Смена обоих жизней необходима для развития души, где лучше умирать, ответ однозначный: конечно дома в кругу родных и близких. Я знаю, процесс смерти не очень приятен для окружающих, ибо напоминает им о собственной кончине. Многие пытаются избавиться от своих умирающих родственников, положив их в больницу – это абсолютно не правильно. Подумайте, вам ведь тоже когда – то придется умирать, как бы вы хотели, что бы это произошло и сделайте соответствующие выводы. И еще вы должны помнить, что каждый сам выбирает момент, до которого он хочет жить. Бывает, что все мы видим, что лечение бесполезно, но человек просит нас, его лечить. Как поступать в таких случаях, ответ однозначный, если у вас есть возможность надо лечить. Возможно, вы потеряете в материальном, но зато бесконечно много приобретете в духовном. Не нам судить человека, и если он просит о помощи и у нас есть возможность помочь, мы должны помогать, как бы нам при этом тяжело не было. Нельзя так же навязывать лечение человеку, если он решил уйти - это его право умереть, как он хочет. Я не сторонник эвтаназии, каждый должен постараться до конца искупить свою карму, как бы это тяжело не было.

Очень показательна в это случаи смерть путешественника Тур Хейердала. Когда у него обнаружили рак, он сказал: «Я хорошо жил, и хочу хорошо умереть» и отказался от лечения, хотя имел достаточно денег, что бы продолжить лечение. Он предпочел достойно умереть, чем продолжить свое существование ценою неимоверных материальных и моральных затрат. Не многие в нашем мире способны на такой решительный шаг, и он не покончил жизнь самоубийством, он просто дал ей возможность угаснуть естественным способом. В этом контексте несколько слов о самоубийцах. С точки зрения эволюции это абсолютная глупость. Нельзя таким образом избежать своей кармы, такими действиями вы лишь отстрачиваете ее на некоторое время. В следующем воплощении вы вынуждены будете начать с того места на котором остановились в предыдущей жизни. Так если в такой отсрочке смысл? Самоубийство это не только проявление трусости, но и шаг назад на пути эволюции души.

Большинство из нас цепляются за свою жалкую жизнь, трясущимися руками затрачивая на это колоссальные материальные средства, что бы хоть на немного продлить свою жизнь. Которую то и жизнью назвать нельзя, так никчемное существование на больничной койке. Надо честно признать в этом большая вина врачей, это они дают нам несбыточные надежды, даже если видят, что конец неизбежен. Это беда всей западной медицины, которая лечит до последнего. Некоторые недобросовестные врачи этим пользуются и выкачивают из умирающих и их родственников последние гроши. На востоке принята совсем другая концепция; там, если врач взялся лечить больного, а тот умер, это плохой врач и к нему постараются больше не обращаться. Но если врач откажется лечить больного, мотивируя тем, что ничем помочь, не может и больной скоро умрет его, ни кто не осудит, а наоборот он обретет уважение в глазах своих пациентов и их родственников. Это различие в подходах основано на разном понимании смысла жизни для восточных и западных людей. Западные люди более прагматичны в восприятии материального мира и менее духовны, восточный тип наоборот более духовен и менее материален. Мы и сами это прекрасно видим, материальный прогресс идет с запада, материальный уровень жизни выше на западе, чем на востоке. Восток же предлагает нам духовный путь развития, в противовес материальному благополучию. Сейчас эти две концепции мировосприятия кооперируются между собой, и на мировую арену выходит новая концепция восприятия мира, но это уже тема отдельного разговора.

И так, рассмотрим чуть подробнее сам процесс умирания. Первое: пусть в комнате сохраняется молчание. Все эти плачи и причитания не помогают умирающему, а наоборот отвлекают его. Когда люди поймут истинный смысл смерти, то весь обряд смерти не будет носить столь печальный оттенок, это скорее будет напоминать торжественный обряд проводов. Ведь вся эта печаль и тоска о ушедшем обусловлена только нашим не знанием истинных процессов жизни. Тишину может нарушать только чтение заупокойных молитв, а еще лучше наставлений о смерти, если таковые имеются. Теперь о положении тела умирающего: макушка головы умирающего должна быть символически направлена на восток, а руки и ноги скрещены. Именно в таком положении тела душа легче всего его покидает.

Сам процесс умирания может длиться от нескольких минут до нескольких часов, и у вас должно хватить терпения пройти его до конца. Вы должны мыслить только позитивно об умирающем, лучше при этом вспоминать самые приятные моменты совместной жизни. Учтите, умирающий может вас и не слышать, но зато очень хорошо будет воспринимать ваши мысли. Мир мертвых взаимодействует с миром живых, значительно лучше, чем мы живые с миром мертвых. Поэтому не злите умирающих, что бы не создать себе проблему. Ведь не даром говорят: об умирающих либо только хорошо, либо вообще никак. Со временем влияние умерших на живых ослабевает, но на первом этапе оно очень сильно, учтите это. Не совершайте ошибку некоторых, которые потратив деньги на лечение родственников, после их смерти начинают об этом публично сожалеть. Такое лицемерие может оскорбить умершего, и он может создать вам проблему на духовном плане. Уж лучше откажитесь от лечения еще при жизни умирающего, чем сожалейте о потраченных деньгах после его смерти. Не лицемерьте, будьте честны по отношению к себе и окружающим, найдите в себе силы отказать умирающему, но помните, все мы когда-то умрем и вы тоже.

Теперь несколько слов о том, как лучше умирать. Большинство хотят умереть быстро и во сне. Согласно ведическим знаниям смерть во сне не самый лучший вариант, ибо происходит не сознательно и весьма высока вероятность попасть, не в лучшие условия следующего существования. Лучше умирать в сознании и в присутствии близких лиц. Очень важно умирающему простить все обиды, которые причинили ему остающиеся в живых, не стоит нести с собой в посмертный мир груз обид. Это же касается и живущих, простите умирающему все обиды, которые он вам причинил, он все равно уже не сможет их исправить, а груз не прощеных обид еще долго будет тянуть его к земле не давая достичь освобождения. Те же веды утверждают, что чем тяжелее человек умирает, тем больше кармических последствий он несет с собой. Если подобное случилось с вами, найдите в себе силы пройти этот путь до конца. Не пытайтесь их избежать это не возможно, вы можете растянуть последствия только во времени, а если в этом смысл? Быстро и красиво умирают только праведники коих не так уж и много. Все мы в той или иной мере имеем, какие-то грехи, так что не переживайте. Исчезнуть на глазах у тысяч людей могут только великие посвященные, чьи тела настолько очистились от кармических последствий, что могут раствориться прямо на глазах подобно туману. Мы же простые смертные и будем умирать, как это заслужили, но пока мы живем должны помнить, что хорошими поступками мы можем заслужить и более приятную смерть.

Теперь о том, что лучше всего делать с телом, кремировать или предать останки земле. Христианская традиция предпочитает похороны тела в земле, хотя все же предпочтительней кремация тела. Существует масса доводов в пользу кремации, начиная с того, что это более гигиенично и занимает меньше места. Но самый главный состоит в том, что это позволит нам очень быстро вступить на этап посмертного существования за счет ускоренного освобождения тонких проводников нашего тела. При кремации это происходит в течение нескольких часов, вместо нескольких дней при захоронении тела в землю. Какой способ выбрать – решать вам. И учтите все эти громадные памятники и мраморные бюсты мертвым ни к чему. Как сказал Дидро Дени; «Гнить под мрамором или под землей, все равно гнить». В древности все эти знаки на могилах ставились лишь с одной целью напоминать нам об умерших. В наше время и в нашей стране это принимает гипертрофированные формы. Зайдите на кладбище, и вы увидите, что люди соревнуются в том, чей памятник круче и больше. Забывая при этом об самих усопших и вспоминая их в лучшем случаи в день повиновения. Для усопших главное наша память о них, материальные атрибуты их уже не волнуют. Так что подумайте, дорогой памятник – это дань усопшему или дань вашему тщеславию: «Вот какой я крутой, я могу, а они нет».

Лично я стараюсь воспринимать смерть как некий переход на другой план бытия. Я заранее заготовил себе надгробную плиту с надписью; «Жизнь прошла, вот итог: жил не так как хотел, а как мог». Между прочим, заранее готовиться к смерти было принято на Руси за долго до появления здесь христианства. И в небольших селах этот обычай и до си сохранился, там заранее готовят для себя гроб. Я помню, как в детстве меня шокировал гроб на чердаке дома моего друга в селе. Сам парень воспринял гроб вполне спокойно: «Это деда» – сказал он мне; но больше всего меня поразило то, что дед его был вполне бодрым старичком и совсем не собирался умирать. Я ни в коей мере не призываю вас покупать гроб и ставить его в прихожей вашей двух комнатной квартиры и тем самым пугать своих друзей, просто будьте готовы морально и все.

Не бойтесь смерти, она все равно придет к вам, просто готовьтесь к ней и тогда она не застигнет вас врасплох. Хотя и это весьма сомнительно, ибо смерть всегда приходит неожиданно, даже если ее ждешь. Напомню вам слова Воланда из «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Помните: лишь незрелые души бояться смерти, будьте зрелыми.

Содержание

Согласно христианским верованиям, после кончины человек продолжает жить, но в другом качестве. Его дух, покинув физическую оболочку, начинает свой путь к Богу. Что такое мытарство, куда попадает душа после смерти, должна ли она улетать и что происходит с ней после отделения от тела? После смерти дух усопшего проходит проверку испытаниями. В христианской культуре они носят название «мытарство». Всего их двадцать, каждое сложнее предыдущего, зависит от грехов, совершавшихся человеком при жизни. После этого дух умершего попадает на Небеса или низвергается в Преисподнюю.

Есть ли жизнь после смерти

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку? Так уж сложилось, что человек всегда будет размышлять на эти животрепещущие темы, чтобы познать истину – обращаться к христианской религии или другим учениям.

Что происходит с человеком, когда он умирает

Пройдя свой жизненный путь, человек умирает. С физиологической стороны – это процесс остановки всех систем и процессов организма: активности мозга, дыхания, пищеварения. Происходит разложение белков и остальных субстратов жизни. Приближение к смерти также влияет на эмоциональное состояние человека. Наблюдается изменение эмоционального фона: утрата интереса ко всему, замкнутость, отгораживание от контактов с внешним миром, разговоры о скорой кончине, галлюцинации (смешивается прошлое и настоящее).

Что происходит с душой после смерти

Вопрос, куда девается душа после смерти, трактуется всегда по-разному. Однако священнослужители едины в одном: после полной остановки сердца человек продолжает жить в новом статусе. Христиане считают, что дух усопших, живших праведной жизнью, ангелы переносят в Рай, грешнику суждено попасть в Ад. Покойнику нужны молитвы, которые избавят его от вечных мучений, помогут духу пройти испытания и попасть в Рай. Мольбы близких, а не слезы, способны творить чудеса.

Христианское вероучение говорит о том, что человек будет жить вечно. Куда девается душа после смерти человека? Его дух отправляется к царству небесному на встречу с Отцом. Путь этот очень сложный и зависит от того, как проживал человек свою мирскую жизнь. Очень многие священнослужители воспринимают уход не как трагедию, а как долгожданную встречу с Богом.

Третий день после смерти

Первые два дня духи умерших летают по земле. Это период, когда они находятся рядом со своим телом, с домом, скитаются по дорогим им местам, прощаются с родными, заканчивают со своим земным существованием. Рядом находятся в это время не только ангелы, но и бесы. Они стараются переманить ее на свою сторону. На третий день начинаются мытарства души после смерти. Это время, когда предстоит поклониться Господу. Родные и близкие должны молиться. Молитвы совершаются в честь воскресения Иисуса Христа.

На 9 день

Куда попадает человек после смерти на 9-й день? После 3-го дня Ангел сопровождает дух к вратам Рая, чтобы он мог видеть всю красоту райской обители. Там бессмертные души находятся шесть дней. Они временно забывают печаль выхода из своего тела. Наслаждаясь видом красот, душа, если имеет грехи, должна раскаяться. Если этого не произойдет, то она будет пребывать в аду. На 9-й день Ангелы опять представляют душу Господу.

В это время церковью и близкими совершается молебен за усопшего с просьбой о помиловании. Поминовения проходят в честь 9 ангельских чинов, являющихся защитниками во время Страшного суда и слугами Всевышнего. Для умершего «ноша» уже не такая тяжелая, но очень важная, ведь Господь по ней определяет дальнейший путь духа. Родные вспоминают об умершем только хорошее, ведут себя очень спокойно и тихо.

Существуют определенные традиции, помогающие духу усопших. Они символизируют вечную жизнь. В это время родные:

  1. Совершают в церкви молебен за упокоение духа.
  2. Дома варят кутью из семян пшеницы. Ее смешивают со сладким: медом или сахаром. Семена – это реинкарнация. Мед или сахар – это сладкая жизнь в другом мире, помогающая избежать тяжелой загробной участи.

На 40 день

Число «40» очень часто можно встретить на страницах Священных Писаний. Иисус Христос на сороковой день вознесся к Отцу. Для Православной церкви это стало основанием, чтобы устраивать поминовения умершего на сороковой день после кончины. Католическая церковь делает это на тридцатые сутки. Однако смысл всех мероприятий один: душа умершего взошла на святую гору Синай, достигла блаженства.

После того, как на 9-й день Ангелы повторно представили дух перед Господом, он попадает в Ад, где видит души грешников. В Преисподней дух пребывает до 40-го дня, и третий раз предстает перед Богом. Это период, когда определяется участь человека по его земным делам. В посмертной судьбе важно, чтобы душа раскаялась во всем содеянном и приготовилась к будущей правильной жизни. Поминовения заглаживают грехи умершего. Для последующего воскресения мертвых важно, как дух пройдет по чистилищу.

Полгода

Куда попадает душа после смерти спустя полгода? Всевышний принял решение о дальнейшей судьбе духа умершего человека, изменить что-то уже невозможно. Нельзя рыдать и плакать. Это только навредит душе, доставит сильные мучения. Однако родственники могут помочь и облегчить участь мольбой, поминовениями. Необходимо молиться, успокаивая душу, указывая ей верный путь. Спустя полгода дух предпоследний раз приходит к родным.

Годовщина

Важно помнить о годовщине смерти. Молитвы, совершаемые до этого времени, помогали определиться, куда попадет душа после смерти. Спустя год после смерти родные и близкие совершают молебен в храме. Можно просто сердечно вспомнить умершего, если нет возможности посетить церковь. В этот день души последний раз приходят к родным попрощаться, потом их ждет новое тело. Верующему человеку, праведнику годовщина дает старт для новой, вечной жизни. Годовой круг – это литургический цикл, после которого разрешены все праздники.

Куда уходит душа после смерти

Есть несколько версий, где живут люди после смерти. Астрологи считают, что бессмертная душа попадает в космос, где обосновывается на других планетах. По другой версии, она парит в верхних слоях атмосферы. Эмоции, которые дух испытывает, влияют на то, попадет он на высший уровень (Рай) или низший (Ад). В буддийской религии сказано, что обретя вечный покой, дух человека переселяется в другое тело.

Медиумы и экстрасенсы утверждают, что душа связана с потусторонним миром. Нередко бывает, что после кончины она остается рядом с близкими людьми. Духи, которые не закончили свои дела, появляются в виде призраков, астральных тел, фантомов. Некоторые охраняют родных, другие желают наказать своих обидчиков. Они контактируют с живыми при помощи стуков, звуков, передвижения вещей, кратковременного явления самих себя в видимом обличии.

В ведах, священных писаниях Земли, говорится, что, покинув тело, души проходят по тоннелям. Многие люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, описывают их как каналы на собственном теле. Всего их 9: уши, глаза, рот, ноздри (отдельно левая и правая), анус, гениталии, темечко, пупок. Считалось, если дух вышел из левой ноздри, то попадает на луну, из правой – на солнце, через пупок – к другим планетам, через рот – на землю, через гениталии – в низшие слои бытия.

Души умерших людей

Как только души умерших людей покидают физические оболочки, они не сразу понимают, что находятся в тонком теле. Вначале дух покойника парит в воздухе, и только увидев свое тело, понимает, что отделился от него. Качества умершего человека при жизни определяют его эмоции после смерти. Мысли и чувства, особенности характера не меняются, но становятся открытыми для Всевышнего.

Душа ребенка

Считается, что умерший до 14 лет ребенок сразу попадает на Первое Небо. Дитя еще не достигло возраста желаний, не несет ответственности за поступки. Ребенок помнит о своих прошлых воплощениях. Первое Небо – это место ожидания перерождения души. Умершего ребенка ждет ушедший на тот свет родственник или человек, который при жизни очень любил детей. Он встречает дитя сразу после смертного часа и провожает к месту ожидания.

На Первом Небе у ребенка есть все, что он пожелает, его жизнь напоминает прекрасную игру, он учится добру, получает наглядные уроки, как влияют злые поступки на человека. Все эмоции и знания остаются в памяти малыша даже после перерождения. Считается, что люди, живущие благородно в обычной жизни, обязаны этим полученным урокам и опыту на Первом Небе.

Душа самоубиенного

Любое учение и верование утверждает, что человек не имеет права лишать сам себя жизни. Действия любого самоубийцы продиктованы Сатаной. Душа самоубиенного после кончины стремится к Раю, врата которого для нее закрыты. Дух вынужден возвратиться, но отыскать свое тело он не может. Мытарства длятся до наступления срока естественной кончины. Тогда Господь принимает решение по его душе. Раньше люди, покончившие собой, не хоронились на кладбище, предметы самоубийства уничтожались.

Души животных

Библия говорит о том, что все обладает душой, но «взяты из праха, в прах и обратятся». Духовники порой соглашаются с тем, что некоторые питомцы способны преобразиться, однако точно сказать, куда попадает душа животного после смерти, нельзя. Ее дает и забирает сам Господь, душа животного не вечная. Однако иудеи полагают, что она приравнивается к человеческой, поэтому существуют разные запреты на употребление мяса.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Среди множества неопределенностей, столь характерных для этого мира, есть нечто, что не вызывает сомнения. Это смерть. Рано или поздно, после короткой жизни или длинной, материальная фаза нашего существования прекращается и происходит рождение в новом мире, ибо то, что мы называем «рождением», есть, по словам Вордсворда, забвение прошлого.

Рождение и смерть могут поэтому рассматриваться как перемещение деятельности человека из одного мира в другой; от нас зависит, чем считать такое изменение: рождением или смертью. Если он входит в мир, в котором мы живем, мы называем это рождением; если он оставляет наш план существования, чтобы войти в другой мир, мы называем это смертью. Однако для самого индивида переход из одного мира в иной подобен переезду в другой город; он сам по-прежнему живет , меняются лишь его окружение и условия.

Переход из одного мира в другой часто происходит более или менее неосознанно, словно во сне, как говорит Вордсворт, и по этой причине наше сознание может остаться фиксированным на мире, который мы оставили. В детстве небеса предстают перед нами действительным фактом; все дети являются ясновидящими в течение длительного или короткого времени после рождения. И наоборот, кто бы ни уходил во время смерти, он все еще созерцает материальный мир какое-то время. Если мы уходим в полной физической силе, в пору мужской или женской зрелости, с сильной привязанностью к семье, друзьям или другим интересам, плотный мир будет притягивать наше внимание намного дольше, чем в преклонном возрасте, когда земные привязанности разрываются прежде того изменения, которое мы называем смертью. По тому же принципу и семя плохо отделяется от мякоти неспелого плода, в то время как оно легко и чисто отделяется от плода спелого. Поэтому умирать в старости легче, чем в молодости.

Неосознанность, с которой обычно происходит изменение, связанное с вхождением духа при рождении и отходом духа в момент смерти, вызвана нашей неспособностью мгновенно настраивать свой фокус сознания. Это напоминает затруднение, которое мы испытываем, когда выходим из темной комнаты на улицу в яркий солнечный день, или наоборот. В таком состоянии проходит некоторое время, прежде чем мы можем различить предметы вокруг себя; поэтому и новорожденному, и новопреставленному приходится приспосабливать свой фокус видения к новым условиям.

Когда наступает момент, отмечающий завершение жизни в физическом мире, плотное тело становится бесполезным, и Эго выходит из него через голову, забирая с собой не только ум и тело желаний, как оно делало каждую ночь во время сна, но и жизненное тело, которое больше не нужно. После чего Серебряная Цепочка, соединяющая высший и низший проводники, обрывается без возможности восстановления.

Мы помним, что жизненное тело состоит из эфира, вложенного в плотные тела растения, животного и человека в течение жизни. Эфир является физической материей и поэтому обладает весом. Единственная причина, почему исследователи не могут его взвесить, состоит в том, что они не способны собрать его и положить на весы. Но когда оно оставляет плотное тело с наступлением смерти, то будет происходить мгновенное уменьшение веса, показывая, что нечто имеющее вес, хотя и невидимое, оставляет в это время плотное тело.

Физическая наука знает, что, какова бы ни была сила, движущая сердце, она не приходит откуда-то, но находится в самом сердце. Эзотерический исследователь видит отсек левого желудочка, возле верхушки, где маленький атом плавает в море высшего эфира. Сила этого атома, подобно силе всех других атомов, есть недифференцированная жизнь Бога ; без этой силы минералы не могут организовывать вещество в кристаллы, а растительное, животное и человеческое царства будут неспособны формировать свои тела. Чем глубже мы идем в своих исследованиях, тем понятнее становится нам фундаментальная истина: «Им [Богом] мы живем и движемся и существуем».

Этот атом называется атом-семя. Сила, содержащаяся в нем, движет сердце и поддерживает жизнь организма. Все остальные атомы всего тела должны вибрировать в тон с этим атомом. Силы атома-семени присущи каждому плотному телу, находящемуся во владении Эго, которому оно придано, и на пластичной поверхности атома-семени записан весь опыт этого Эго во всех его жизнях. Когда мы возвращаемся к Богу в очередной раз, эта запись, собственность Бога, сохраняется; таким образом, и мы сохраняем свою индивидуальность. Наш опыт мы трансмутируем в способности; зло трансмутируется в добро, а добро мы сохраняем как возможность для большего добра, но запись опыта - у Бога и в Боге, в самом глубоком смысле.

Серебряная Цепочка, которая соединяет высший и низший проводники, заканчивается в атоме-семени в сердце. Если материальная жизнь подходит к концу естественным образом, силы атома-семени отключаются сами собой, выходят наружу вдоль желудочно-легочного нерва, затылка и вдоль Серебряной Цепочки вместе с высшими проводниками. Именно этот выход сил из сердца отмечает физическую смерть, но соединяющая Серебряная Цепочка обрывается не сразу, а иногда лишь через несколько дней.


Глава XXII. ПОСЛЕДСТВИЯ САМОУБИЙСТВА

Нисходя для нового рождения, Эго опускается через Второе небо. Там Творческие Иерархи помогают ему построить архетип своего будущего тела, и оно закладывает в этот архетип жизнь, которая будет длиться определенное число лет. Эти архетипы являются пустотами, создающими звучащее, вибрационное движение, привлекающее материю Физического мира в свое пустое пространство, заставляя все атомы в теле вибрировать в тон с маленьким атомом-семенем, который находится в сердце и подобно камертону задает тон всему остальному веществу тела. Если жизнь проживается на Земле полностью, вибрации архетипа прекращаются, атом-семя изымается, плотное тело разлагается, а тело желаний, в котором Эго функционирует в чистилище и на Первом небе, принимает форму физического тела. Затем человек начинает свою работу по искуплению своих дурных привычек и поступков в чистилище и по ассимиляции добрых дел своей жизни на Первом небе.

Таков естественный ход событий, однако в случае самоубийства ситуация меняется. В этом случае изымается атом-семя, но пустота-архетип все еще продолжает вибрировать. Поэтому человек испытывает опустошение и ощущает, как что-то его гложет внутри. Больше всего это похоже на муки сильного голода. Весь материал для построения плотного тела находится вокруг него, но, поскольку ему недостает атома-семени, он не может ассимилировать этот материал и выстроить тело. Мучительное чувство опустошения продолжается столь долго, сколько длилась бы его естественная жизнь. Таким образом, закон Причины и Следствия учит его, что уклонение от жизненной школы - это ошибка, которая не может остаться безнаказанной. Затем, в следующей жизни, когда на его пути возникнет масса трудностей, он вспомнит прошлые страдания, пережитые в результате самоубийства, и пройдет через испытания ради своего душевного роста.

Любопытно, что совершение самоубийства и последующие посмертные страдания в течение того времени, когда архетип все еще существует, часто порождают в таких людях болезненный страх смерти в следующей жизни; так что, когда естественная смерть их все же настигает, они выглядят ужасно после того, как покинут тело, и так стремятся снова вернуться в Физический мир, что часто идут на преступление, занимаясь одержанием самым глупым и бездумным образом.


Глава XXIII. ПРИЧИНЫ СМЕРТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Когда человек уходит после смерти, он забирает с собой ум, тело желаний и жизненное тело; в последнем хранятся картины прошедшей жизни. В течение трех с половиной дней после смерти эти картины запечатлеваются в теле желаний, чтобы сформировать основу жизни человека в чистилище и на Первом небе, где зло искупается, а добро ассимилируется. Опыт самой жизни забывается, как мы забываем умение писать, но сохраняем способность. Сущность всех опытов, накопленных в течение прошлых земных жизней и существований в чистилище и на различных небесах, сохраняется человеком и образует тот запас, которым он располагает при новом рождении. Страдания, которые он перенес, взывают к нему голосом совести, добро, которое он совершил, придает его характеру все больше альтруистических черт.

Если три с половиной дня, следующие непосредственно после смерти, были проведены человеком в условиях мира и покоя, он способен намного глубже сосредоточиться на картинах своей прошедшей жизни, и ее отпечаток на теле желаний будет глубже, чем в том случае, когда его будут тревожить либо истерические рыдания близких, либо другие события. Тогда он будет гораздо острее чувствовать хорошее или плохое в чистилище и на Первом небе, и в следующих жизнях это острое чувство будет безошибочно направлять его. Но он не может сосредоточиться, если рыдания близких будут отвлекать его внимание, или если он погибает в результате несчастного случая - на переполненной улице, в железнодорожной аварии, при пожаре в театре или других несчастных обстоятельствах, которые будут, разумеется, мешать ему правильно сосредоточиться; не может он сосредоточиться и на поле сражения, будучи там убитым. И чтобы не случилось потери жизненного опыта по причине столь неблагоприятных обстоятельств ухода, закон Причины и Следствия обеспечивает компенсацию.

Мы обычно считаем, что рождение человека завершается с его физическим рождением. Однако как в течение периода беременности плотное тело защищено от внешних воздействий защитной оболочкой матки матери до тех пор, пока оно не достигнет достаточной зрелости, чтобы встретиться с окружающими условиями, так и жизненное тело, тело желаний и ум продолжают вынашиваться после физического рождения и реально рождаются в гораздо более поздние периоды, потому что они не прошли столь долгой эволюции, как плотное тело. Им требуется более длительное время для достижения зрелости, необходимой для индивидуального существования. Жизненное тело рождается на седьмом году, и его появление отмечается периодом усиленного роста. Тело желаний рождается во время полового созревания, то есть в четырнадцать лет, а ум рождается в двадцать один год, когда человек становится совершеннолетним.

То, что не начало жить, не может и умереть. Поэтому, когда ребенок умирает до появления тела желаний, он приходит в невидимый мир на Первое небо. Он не может подняться на Второе или Третье небо, поскольку ум и тело желаний не родились и, стало быть, им не суждено в этот раз умереть, так что он просто ожидает на Первом небе новой возможности воплощения. Если в предыдущей жизни человек умер при вышеупомянутых неблагоприятных обстоятельствах (или в результате аварии, или на войне, или же горестные излияния родственников воспрепятствовали ему извлечь пользу из глубоко запечатленных злых и добрых деяний), тогда в следующей жизни он умирает ребенком, чтобы в этот раз понять следствия страстей и желаний прошлой жизни, которые он должен был усвоить в чистилище в прошлый раз, но не сделал этого из-за посторонних помех. Так он выправляет развитие сознания и рождается вновь, чтобы продолжить эволюцию.

В прошлом человек был чрезвычайно воинственным и по своему невежеству был не слишком внимателен к умирающим родственникам, стараясь из всех сил удержать их на земле; последних, впрочем, было, вероятно, немного, в сравнении с числом погибших на поле сражения. Исходя из этого, детская смертность сейчас должна быть аномально большой. Но со временем человечество станет лучше понимать и осознавать, что «быть сторожем брату своему» больше всего нужно при его уходе из этой жизни, сохраняя спокойствие и молитвенное состояние. И тогда детская смертность сократится во много раз.


Глава XXIV. КАК ПРАВИЛЬНО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ УМИРАЮЩЕМ

Жизненное тело является проводником чувственных восприятий. Поскольку оно остается с телом чувств (телом желаний), а эфирная цепочка связывает их с отжившим плотным телом, очевидно, что до тех пор, пока цепочка не оборвана, должны оставаться какие-то ощущения, переживаемые Эго, когда его плотное тело беспокоят. Следовательно, выкачивание крови и введение бальзамирующей жидкости, а также посмертное вскрытие и кремация причиняют страдание.

Автору известен случай, когда хирург ампутировал три пальца на ноге живого человека, находящегося под наркозом. Он бросил отрезанные пальцы в огонь, и пациент немедленно начал кричать, потому что быстрый распад материала пальцев повлек такой же быстрый распад эфирных пальцев, которые были связаны с высшими проводниками. Подобным образом развоплощенный Дух остается телесно чувствительным в период от нескольких часов до трех с половиной дней после смерти. Затем всякая связь обрывается, и тело начинает разлагаться.

Поэтому должны быть предприняты большие предосторожности, чтобы не причинить Духу неприятностей подобными мерами. Покой и молитва оказывают наилучшее действие в это время, и если мы любим отходящий Дух, то, следуя вышеизложенным указаниям, заслужим его последнюю благодарность.

Необходимо сказать несколько слов относительно заботы об умирающем, который во многих случаях переносит ужасную агонию из-за ненужной доброты близких. Применение стимуляторов, по всей видимости, причиняет умирающему больше всего страданий. Выйти из тела не трудно, но действие стимуляторов бросает Эго обратно в тело с силой катапульты, и ему заново приходится испытывать страдания, от которых оно только что избавилось. Ушедшие души часто жаловались на это исследователям; один человек рассказывал, что за всю свою жизнь не испытывал таких страданий, какие ему пришлось пережить, когда его пытались вернуть к жизни в течение нескольких часов. Единственный правильный способ заключается в том, чтобы предоставить Природе следовать своим курсом, когда становится ясно, что конец неизбежен.

Другое и еще большее зло в отношении отходящего Духа - давать выход рыданиям и плачу в комнате умирающего или рядом с ней. Сразу после своего освобождения, в период от нескольких часов до нескольких дней, Эго занято вопросом предельной значимости, оно осуществляет оценку прошедшей жизни. Эффективность этого великого дела зависит от внимания, уделяемого ему отходящим Духом. Если оно будет отвлекаться рыданиями и плачем близких и любимых, то много упустит, но, укрепленное молитвой и молчанием, сможет избежать многих будущих горестей, касающихся всех. Мы более всего стражи брату своему, когда он проходит через свой Гефсиманский сад; это одна из величайших наших возможностей послужить ему и снискать сокровища на небесах для самих себя.

Мы изучили феномен рождения и развили науку рождения . У нас есть квалифицированные акушеры и опытные медсестры, чтобы как можно лучше ухаживать за обоими - матерью и ребенком, чтобы окружить их заботой. Но наука смерти находится у нас в самом плачевном состоянии. Когда ребенок приходит в мир, мы хлопочем вокруг него со знанием дела, когда же друг всей жизни вот-вот оставит нас, мы стоим рядом беспомощные, не зная, как ему помочь, хуже того, вместо помощи мы мешаем и причиняем страдания.

Мы говорили, что жизненное тело является хранилищем одновременно сознания и подсознательной памяти, каждое действие и переживание жизни незыблемо запечатлевается на жизненном теле, как пейзажи на фотопластинке. Когда Эго удаляет его из плотного тела, вся жизнь, записанная в подсознательной памяти, открывается глазу ума. Именно частичная потеря жизненного тела заставляет тонущего человека увидеть всю свою жизнь в мгновенной вспышке, предваряющей бессознательное состояние, Серебряная Цепочка остается при этом неповрежденной, иначе не было бы возможности вернуться к жизни в случае спасения. Когда же Дух отходит во время смерти, картины движутся медленно. Человек становится зрителем, наблюдающим, как картины сменяют одна другую от смерти до рождения, при этом он видит сначала то, что происходило непосредственно перед смертью, затем идут зрелые годы, юность, детство и младенчество, вплоть до рождения. Человек тем не менее не испытывает к этим картинам никаких чувств; цель этого показа - просто запечатлеть панораму произошедшего в теле желаний, которое служит обителью чувств. Чувства в связи с этим впечатлением будут осознаваться тогда, когда Эго вступит в мир Желаний. Однако мы можем отметить, что интенсивность осознаваемого чувства зависит от продолжительности времени, затраченного на процесс запечатления, и от внимания человека. Если его не беспокоили длительное время, на теле желаний будет выполнен глубокий, четкий оттиск. Свои ошибки он более остро почувствует в чистилище, а в хороших качествах больше укрепится на Небе, и, хотя конкретное содержание опыта будет в следующей жизни утрачено, чувства останутся , словно «несмолкающий тихий голос». Когда чувства сильно отпечатаны на теле желаний Эго, этот голос будет звучать совершенно четко и определенно. Голос будет побуждать человека оставить строптивость, отказаться от того, что причиняло ему боль в жизни раньше, и двигаться в направлении добра. Поэтому панорама картин проходит В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, так, чтобы Эго видело сначала следствия, а после вызвавшие их причины.

Когда тело погребено в земле, жизненное тело распадается медленно, одновременно с плотным телом, так что, когда, например, рука разлагается в могиле, эфирная рука жизненного тела, парящего над могилой, также исчезает, и этот процесс идет, пока от тела ничего не останется. Но в случае кремации жизненное тело распадается сразу, и, поскольку оно является хранилищем картин прошлой жизни, которые должны запечатлеться на теле желаний, чтобы сформировать основу для жизни в чистилище и на Первом небе, страшным бедствием будет совершение кремации раньше, чем пройдут три с половиной дня. В таком случае уходящий Дух не может удержать жизненное тело, ему требуется помощь. И эту часть работы выполняют ради людей невидимые помощники. Иногда им помогают духи природы и другие существа, назначаемые Творческими Иерархами, или Водителями человечества. Потери происходят и при кремации, совершенной до того, как Серебряная Цепочка разорвется естественным образом. В этом случае отпечаток на теле желаний будет отнюдь не таким глубоким, как обычно, что окажет действие на будущую жизнь, потому что, чем глубже отпечаток прошлой жизни на теле желаний, тем острее переживания в чистилище из-за грехов и тем больше наслаждение на Первом небе как результат добрых деяний, совершенных в прошедшей жизни. То, что мы называем совестью, есть муки и радости наших прошлых существований, поэтому, теряя в страданиях, мы также теряем возможность осознания ошибок, что могло бы заставить нас не повторять подобные ошибки снова, в будущей жизни. Поэтому последствия от преждевременной кремации долго дают о себе знать.

Что касается длительности панорамы, то мы помним, что именно коллапс жизненного тела вызывает уход высших проводников. Поэтому после смерти, когда жизненное тело резко ослабевает, Эго должно уходить, и, таким образом, показ картин жизни завершается. Продолжительность просмотра зависит, следовательно, от времени, в течение которого человек может оставаться в сознании. Некоторые люди могут оставаться в сознании только несколько часов, другие выдерживают несколько дней, в зависимости от крепости их жизненного тела.

Когда Эго покидает жизненное тело, последнее притягивается назад к плотному телу, зависая над могилой и распадаясь параллельно с плотным телом. Ясновидящий видит, что над кладбищем стелется тусклый свет, и наблюдает все жизненные тела, чье состояние распада ясно указывает на состояние останков в могиле. Если бы число ясновидящих возросло, кремация была бы принята скорее, если не по санитарным соображениям, то для защиты наших чувств.

Поскольку вера в жизнь после смерти и интерес к ней становятся все более распространенными, есть необходимость в передаче обществу научного метода ухода за теми, кто переходит к высшим формам жизни. Тогда появились бы медсестры, врачи и священники, сведущие в науке смерти так же хорошо, как в науке рождения. Дух в этом случае будет окружен любовью и покоем во время своего ухода. Он получит более глубокую и чистую запись, с помощью которой начнет жить и трудиться в новом состоянии.


Глава XXV. КАК ПОМОГАТЬ УМЕРШИМ

Когда Эго приходит в Физический мир, это, с одной стороны, повод для радости, и мы радуемся при рождении ребенка, ибо мир дает нам опыт и материал для душевного роста. Однако с другой точки зрения, когда Эго входит в тюрьму плотного тела, оно оказывается в самых стесненных условиях, которые только можно представить. Поэтому радоваться тому, что ребенок родился, и плакать, когда Эго освобождается через смерть, на самом деле аналогично тому, чтобы веселиться, когда друг попал в тюрьму, и истерически рыдать, когда он освобожден.

Более того, наши обязанности по отношению к близким нам людям, которые ушли из земной жизни, не кончаются, когда они разорвали физические связи. Мы ответственны перед ними и за пределами могилы. Наше отношение после смерти наших любимых продолжает затрагивать их, потому что они обычно не уходят далеко от привычных мест. Многие остаются в доме или рядом с домом в течение нескольких месяцев после того, как оставили тело, и могут ощущать условия в нем еще более остро, чем во время земной жизни. Вздыхая, скорбя и плача по ним, мы доносим до них то уныние, в котором пребываем сами, или же привязываем их к дому, потому что они стараются ободрить нас. В этом случае мы служим помехой и препятствием на пути их духовного прогресса, и если это можно простить тем, кто несведущ в фактах жизни и смерти, то люди, изучавшие философию розенкрейцеров или схожие учения, навлекают на себя очень большую ответственность, когда поддаются подобным настроениям.

Мы хорошо знаем обычай носить траур; более того, общественное мнение порицает людей, если они не носят траурную одежду в знак своей скорби. К счастью, времена меняются, и по этому поводу начинает формироваться более просвещенная точка зрения. Переход в другой мир - достаточно серьезное событие само по себе, поскольку человеку предстоит привыкнуть к новым, незнакомым условиям. И когда отошедший дух дополнительно уязвляется болью и горем тех, кто ему дорог и кого он продолжает видеть рядом с собой, когда он обнаруживает их в унынии, облаченных все в ту же траурную одежду и носящихся со своим горем в течение месяцев и даже лет, результат может быть только угнетающим.

Насколько же лучше отношение тех, кто усвоил учение розенкрейцеров и вобрал его в сердце! Их позиция ободряющая, позитивная, обнадеживающая и вселяющая мужество. Эгоистичная скорбь перед лицом потери преодолевается, чтобы отходящий дух всемерно ободрялся. Обычно члены такой семьи одеты на похоронах в белое; бодрое, доброжелательное настроение преобладает. У живых нет мыслей: «Что же мне делать сейчас, потеряв его? Весь мир кажется мне опустевшим». Они думают так: «Я надеюсь, что он сможет найти себя в новых условиях как можно быстрее, что он не будет печалиться при мысли, что оставил нас. Мы искренне молимся за его благополучие и за то, чтобы он смог вынести уроки этой жизни полностью в своих переживаниях в чистилище и на Первом небе».

Так, благодаря доброй воле, мудрости, самоотречению и любви оставшихся друзей, уходящий дух способен адаптироваться в новых условиях при самых благоприятных обстоятельствах. И самое лучшее, что мы можем делать, это распространять данное учение как можно шире. Если мы слепы в отношении сверхфизических сфер, это наша беда. Но для всех, кто возьмет себя труд разбудить свои дремлющие способности, открытие соответствующего чувства представляет только вопрос времени. Когда это время наступит, мы увидим, что все так называемые «мертвые» находятся рядом с нами. В действительности «смерти нет», и замечательные стихи Джона Мак Крири подтверждают это:


Нет смерти, нет. И павшая звезда
На берегу ином восходит.
В небесной вспыхнет золотой короне
И засияет навсегда.
Нет смерти, нет. Так и листва в лесу
Животворит пустой, незримый воздух,
Распались камни - и становятся пригодны
Голодным мхам, что на себе несут.
Нет смерти, нет. И даже пыль дорог
Под летними дождями превратится
И в золото зерна, и в спелый плод,
И радугой цветов начнет искриться.
Нет смерти, нет. Пусть листья опадут,
Цветы зачахнут и совсем увянут.
Они лишь только зиму переждут,
Под теплым майским ветром вновь воспрянут.
Нет смерти, нет, хоть горько мы скорбим,
Утратив близкие и дорогие формы,
Их нет, и круг объятий наших порван,
А мы их научились так любить.
Хоть с раной в сердце и с поникшей головой
За гробом в трауре идем, и шаг наш тих,
Бездушный прах несем мы на покой,
«Они мертвы», - мы говорим о них.
Нет, не мертвы они, но перешли
За тот туман, что застит нам глаза,
Вступая в новую и истинную жизнь
Той сферы, что безоблачно ясна.
Футляр из глины сбросили они
И облачились в свет и чистоту,
Не потерялись, не ушли во тьму
И не растаяли в неведомой дали.
Пусть глазу смертного невидимы они,
Они все здесь и так же любят нас.
Любимых, что остались позади,
Они не забывают ни на час.
Они касаются пылающего лба
Дыханьем бальзамическим порой,
Для духа зримы, в наши слабые сердца
Вселяя мужество, и веру, и покой.
Да, с нами рядом вечно, хоть незрим,
Бессмертный дух, что дорог нам, идет.
И в Царстве Бога, не имеющем границ,
Есть Жизнь, и значит, в Нем никто не мертв.