Куб зенитный ракетный. «Квадрат» – убийца «фантомов

К исходу пятидесятых годов прошлого века стало очевидно, что объединения и соединения сухопутных войск в современном общевойсковом бою, обладая средствами ПВО, представленными лишь зенитными артиллерийскими системами, будут не в состоянии эффективно отражать средства воздушного нападения вероятного противника. В связи с этим принимается решение разработать и принять на вооружение подвижные зенитные ракетные комплексы средней и малой дальностей для обеспечения потребностей ПВО фронтов, армий и общевойсковых дивизий. Работа над созданием фронтового и дивизионного комплексов началась и велась практически одновременно. Проектирование и разработка дивизионного зенитного ракетного комплекса были начаты во второй половине 1958 г. в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 18 июля 1958 г. В тактико-техническом задании подчеркивалось, что новый комплекс должен поражать воздушные цели на высотах в диапазоне от 60 до 12 000 м на дальностях от 6 000 до 20 000 м с вероятностью поражения до 0, 7. В боевое положение комплекс должен был приводится не более чем за пять минут. С целью сокращения времени и повышения качества разработки ЗРК, было создано объединение научно-исследовательских организаций. Головным разработчиком было определено ОКБ-15 (в последствии Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова НИИП. Московская обл. г. Жуковский), специализирующееся на разработке авиационных СУВ. Работами руководил главный конструктор ОКБ В.В. Тихомиров, под его же руководством создавалась радиоэлектронная аппаратура установки разведки и наведения, полуактивная головка самонаведения ракеты проектировалась под руководством конструкторов ОКБ-15 А.А. Растова и Ю.Н. Вехова, а с 1960 г. - И.Г. Акопяна. Разработка артиллерийской части самоходной пусковой установки было поручено СКБ-203 (ныне НПП "Старт" г. Екатеринбург) и его главному конструктору А.И. Яскину. Зенитная управляемая ракета комплекса проектировалась под руководством И.И. Торопова, в последствии А.Л. Ляпина на МКБ "Факел" (Московская обл. г. Химки-1). Гусеничное шасси для самоходной установки разведки и наведения и пусковой установки создавалось в КБ Мытищинского машиностроительного завода под руководством известного конструктора Н.А. Астрова. Создание комплекса проходило очень непросто. В связи с отработкой сложных технических вопросов, жестких требований заказчика, комплекс был представлен на государственные испытания с задержкой на два года по сравнению с фронтовым комплексом 2К11, разработка которого, как уже упоминалось, шла одновременно с дивизионным ЗРК. Основные трудности испытывались при создании зенитной управляемой ракеты, проектируемой на новых принципах. Так, в период до начала 1963 года из 11 испытательных пусков только три были признаны удачными. Из-за неудовлетворительной работы узлов и механизмов ракеты в сентябре 1963 г. ее испытания были прекращены. После дополнительной доработки только в апреле 1964 года был произведен первый успешный пуск ракеты с боевой частью, в ходе которого была поражена реальная цель. На государственные испытания ЗРК был представлен в в январе 1965 г. на Научно-испытательном полигоне ПВО МО СССР (в/ч 33157 ст. Донгуз Оренбургской обл.), которые продолжались по июнь 1966 г. и завершились успешно. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 23 января 1967 г. под названием зенитный ракетный комплекс 2К12 "Куб". В состав комплекса входят одна самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91, четыре самоходные пусковые установки (СПУ) 2П25, транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) 2Т7. "Куб"поступал на вооружение зенитных ракетных полков общевойсковых дивизий. С 1968 по 1986 гг. проводились работы по модернизации комплекса, в результате которыхв 1973 г. на вооружение принимается модернизированный ЗРК 2К12М1 "Куб М1", имевший расширенный диапазон поражения целей по высоте и дальности. В 1976 г.принимается на вооружение очередная модификация комплекса- 2К12М3 "Куб М3", котором еще больше расширяется зона поражения воздушных целей, повышается помехоустойчивость систем управления и целеуказания, значительно увеличивается скорость полета ракеты. К 1978 г. на вооружение поступает ЗРК 2К12М4 "Куб М4", который служит переходным от снимаемых с вооружения "Кубов" к более совершенным зенитным ракетным комплексам "Бук", но это уже, как говорится, совсем другая история. Производство комплексов "Куб" было сосредоточено на Ульяновском механическом заводе Минрадиопрома (самоходные установки разведки и наведения 1С91), Машиностроительном заводе им. М.И. Калинина Минавиапрома (г. Екатеринбург) (самоходные пусковые установки 2П25), Долгопрудненском машиностроительном заводе Минавиапрома (ЗУР 3М9). Гусеничные шасси ГМ-568 и ГМ-578 изготовлялись на Мытищенском машиностроительном заводе. Всего было произведено порядка 500 комплексов. Производство 2К12 продолжалось по 1982 г. Экспортный вариант ЗРК производился под названием 2К12 "Квадрат" и поставлялся в различных модификациях в страны - участницы организации Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Гвинею, Египет, Йемен, Индию, Ирак, Кубу, Кувейт, Ливию, Мозамбик, Сирию, Танзанию, Югославию, Эфиопию и в некоторые другие страны. ЗРК "Куб" принимал участие в вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке, в арабо-израильских и американо-иракских войнах, в ходе которых зарекомендовал себя высокоэффективным средством войсковой ПВО. В 1999 г. в ходе агрессии стран НАТО против Югославии ракетой "Куба" был сбит новейший американский истребитель-бомбардировщик F -117, выполненный по технологии Стелс.

Тактико-технические характеристики

№№ Наименование характеристики Единица измерения 2К12 2К12М1 2К12М3
Самоходная пусковая установка 2П25
Расчет чел. 3 3 3
1 Вооружение ракета 3М9 3М9М1 3М9М3
2 Количество направляющих шт. 3 3 3
3 Шасси ГМ-578 ГМ-578 ГМ-578
4 Мощность двигателя В-84Ж л.с. 780 780 780
5 Боевая масса т 19,5 19,5 19,5
6 Длина общая мм 6965 6965 6965
7 Ширина мм 3112 3112 3112
8 Высота мм 3183 3183 3183
9 Бронирование мм 15 15 15
10 Запас хода по топливу км 450 450 450
11 Скорость максимальная км/час 45 45 45
Дорожный просвет мм 400 400 400
12 Средства связи р/с Р-123 Р-123 Р-123
13 Горизонтальный угол наведения градус 360 360 360
14 Вертикальный угол наведения градус +10-+45 +10-+45 +10-+45
Зенитная управляемая ракета
16 Масса кг 630 630 630
17 Масса боевой части кг 57 57 57
Масса ВВ кг 3 3 3
Длина мм 5840 5840 5840
Калибр ракеты мм 330 330 330
Размах стабилизаторов мм 1200 1200 1200
18 Скорость полета м/сек 600 600 700
19 Максимальная скорость полета цели м/сек 600 600 600
20 Дальность поражения цели максимальная км 22 23 25
21 Дальность поражения цели минимальная км 6-8 4 4
22 Высота поражения цели максимальная км 12 14 14
23 Высота поражения цели минимальная м 100 30 20
Самоходная установка разведки и наведения 1С91
1 Расчет чел 4 4 4
2 Шасси ГМ-568 ГМ-568 ГМ-568
3 Мощность двигателя В-84Ж л.с. 780 780 780
4 Боевая масса т 21,5 21,5 21,5
5 Длина по корпусу мм 7070 7070 7070
6 Ширина мм 3600 3600 3600
7 Высота в боевом положении мм 5990 5990 5990
8 Бронирование мм 15 15 15
9 Запас хода по топливу км 450 450 450
10 Скорость максимальная км/час 44 44 44
11 Дорожный просвет мм 400 400 400
12 Средства разведки и наведения:

- Станция обнаружения целей СОЦ 1С11

- Станция сопровождения целей 1С31

шт.

1

1

1

1

1

1

13 Дальность обнаружения цели максимальная км 70 70 70
14 Дальность обнаружения цели минимальная км 3 3 3
15 Дальность обнаружение цели по высоте м 30-7000 30-7000 30-7000
16 Канальность по цели 1 1 1
17 Канальность по ЗУР 2-3 2-3 2-3
Общие ТТХ
1 Время приведения в боевое положение мин 5 5 5
2 Вероятность поражения 0,7 0,8 0,95

Войсковой зенитный ракетный комплекс «Квадрат» предназначен для противовоздушной обороны войск и объектов от самолетов противника, летящих на малых и средних высотах, как с дозвуковыми скоростями, так и со сверхзвуковыми скоростями.

Состав элементов зенитного ракетного комплекса «Квадрат»:

1. Боевые средства

1.1. Самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91М2;

1.2. Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25М2;

1.3. Зенитная управляемая ракета 3М9М3.

2. Технические средства:

2.1. Средства ракетно-технического обеспечения

2.1.1. Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т7М;

2.1.2. Контрольно-испытательная подвижная станция (КИПС) 2В8М1;

2.1.3. Транспортная машина (ТМ) 9Т227; автомобильный кран;

2.1.4. Комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М;

2.1.5. Комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М;

2.1.6. Универсальная компрессорная станция УКС-400В;

2.2. Средства технического обслуживания и ремонта

2.2.1. Машина технического обслуживания (МТО) 9В88М1(М2);

2.2.2. Контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«К» (контрольная);

2.2.3. Контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная);

2.2.4. Групповой комплект ЗИП 9Т454.

Основные тактико-технические характеристики ЗРК

Способ наведения ракет - полуактивное самонаведение.

Метод наведения - пропорциональное сближение.

Параметры зоны поражения ЗРК:

  • по дальности - от 0,5 до24 км;
  • по высоте - от 0,05 до 15 км;
  • по скорости - до 600 м/с на встречном курсе, до 300 м/с вдогон.

Время развертывания на стартовой позиции с марша - 5 мин.

Время свертывания с оставлением стартовой позиции - 5 мин.

Организационно, зенитный ракетный комплекс состоит на вооружении зенитной ракетной батареи, в составе:

  • самоходная установка разведки и наведения (СУРН) 1С91М2 - 1 шт.;
  • самоходные пусковые установки (СПУ) 2П25М2 - 4 шт.;
  • транспортно-заряжающие машины (ТЗМ) 2Т7М - 2 шт.;
  • зенитные управляемые ракеты 3М9М3 - 12 шт.

Для проведения тренировок расчетов по боевой работе в зенитную ракетную батарею, дополнительно придаются:

  • учебно-действующая зенитная управляемая ракета 3М9М3УД;
  • габаритно-весовой макет ракеты 3М9М3ГВМ.

Кроме того, для обеспечения внешнего электропитания боевых средств, при проведении технических обслуживаний, тренировок расчетов и текущего ремонта, в каждую батарею придается дизельная электростанция мощностью 100кВт типа ПЭС-100.

К поставке предлагается зенитный ракетный полк, состоящий из:

  • пяти зенитных ракетных батарей,
  • подразделений ракетно-технического обеспечения (техническая батареи)
  • подразделения технического обслуживания и ремонта (ремонтной роты)

.

Техническая батарея

предназначена для проведения подготовки зенитных управляемых ракет типа 3М9 к боевому применению, периодического контроля их состояния и имеет на вооружении следующие средства:

  1. контрольно-испытательная подвижная станция 2В8М1- 1 шт.;
  2. транспортные машины 9Т227 - 5 шт.;
  3. автомобильный кран - 1 шт.;
  4. комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М - 1 шт.;
  5. комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М - 1 шт.;
  6. универсальная компрессорная станция УКС-400В - 1 шт.;
  7. заправщик воздуха 9Г22М1 - 1 шт.;

Ремонтная рота

предназначена для проведения всех видов технических обслуживаний и текущего ремонта боевых средств ЗРК и имеет на вооружении следующие средства:

  • машины технического обслуживания 9В88М1(М2) - 2 шт.;
  • контрольно-измерительная станция 2В7М1(М2)-«К» (контрольная) - 1 шт.;
  • контрольно-измерительная станция 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная) - 1 шт.;
  • групповой комплект ЗИП 9Т454 - 1 шт.

Самоходная установка разведки и наведения 1С91М2

В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91М2 входит: две радиолокационные станции - станция разведки и целеуказания (СРЦ) 1С11М2 и станция наведения (СН) 1С31М2, а также средства, обеспечивающие навигацию, топографическую привязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, телевизионно-оптический визир, автономный источник электропитания (используется газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенн и горизонтирования.

Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещается на гусеничном шасси типа ГМ-568.

Антенны радиолокационных станций располагаются в два яруса:

  • сверху антенна станции наведения 1С31М2,
  • ниже - станции разведки и целеуказания 1С11М2
  • и могут вращаться по азимуту независимо друг от друга.

Для уменьшения высоты самоходной установки разведки и наведения на марше цилиндрическое основание антенных устройств убирается внутрь корпуса гусеничной машины, а антенная колонка СН 1С31М2 запрокидывается вниз, располагаясь позади антенны СРЦ 1С11М2.

Станция разведки и целеуказания 1С11М2 представляет собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора - 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными и приемо-передающими каналами, излучатели которых установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала.

Обнаружение целей СРЦ 1С11М2 и выдача целеуказания на СН 1С31М2 обеспечивается при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м.

Импульсная мощность передатчика СРЦ составляет 600 кВт в каждом канале, чувствительность приемников порядка 10-13 Вт.

Результирующий сектор обзора по углу места составляет около 20°.

Для обеспечения помехозащищенности в СРЦ 1С11М2 предусмотрены:

  • системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех,
  • ручная регулировка усиления приемных каналов,
  • вобуляция частоты повторения импульсов,
  • перестройка несущей частоты передатчиков.

Станция наведения 1С31М2 представляет собой совмещенную радиолокационную систему и состоит из когерентно-импульсной РЛС сопровождения цели, реализующей моноимпульсный метод пеленгации с поочередной коммутацией плоскостей и станцию подсвета цели непрерывного излучения, работающие на одну антенную систему зеркального типа.

Мощность импульсного передатчика СН 1С31М2 - порядка 270 кВт,

Мощность передатчика подсвета - около 500 Вт.

Чувствительность приемника - порядка 10 -13 Вт.

Ширина диаграммы направленности антенны - около 1°.

Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляет около 0,5 д.у., по дальности - около 10м.

Станция с вероятностью 0,9 захватывает на автосопровождение цель типа тактический истребитель на дальности до 50 км.

Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществляется системой селекции движущихся целей с программным изменением частоты повторения импульсов, от активных помех - использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции.

В том случае, если СН 1С31М2 все-таки подавляется активными шумовыми помехами, возможно сопровождение цели по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от СРЦ 1С11М2.

В станции предусмотрены специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей.

Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

Самоходная пусковая установка 2П25М2

На самоходной пусковой установке (СПУ) 2П25М2, размещенной на шасси ГМ-578, установлены:

  • лафет с тремя направляющими для ракет типа 3М9 и электрическими силовыми следящими приводами,
  • счетно-решающий прибор,
  • аппаратура навигации и топопривязки, радиотелекодовой связи,
  • аппаратура предстартового контроля зенитных управляемых ракет (ЗУР),
  • автономный газотурбинный электроагрегат.

Электрическая стыковка аппаратуры самоходной пусковой установки с ЗУР производится посредством двух разъемов ракеты, которые при старте срезаются с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке.

При предстартовом наведении ракет в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью, приводы лафета отрабатывают, поступающие по радиотелекодовой линии связи, данные от самоходной установки разведки и наведения 1С91М2.

В транспортном положении ЗУР располагаются хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки.

Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5 т.

Зенитная управляемая ракета 3М9М3

Зенитная управляемая ракета 3М9М3 выполнена по схеме «поворотное крыло». Кроме того, для управления дополнительно используются расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы, потребовавшей применения пятиканального рулевого привода, удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать легкий и компактный пневматический привод. Помимо рулевого привода, от бортового воздушного аккумулятора давления работает и турбогенераторный источник электропитания бортовой аппаратуры.

Ракета оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4М3, которая может захватывать цель, как до старта, так и после схода ракеты с направляющей пусковой установки.

Радиолокационная головка самонаведения (РГСН) осуществляет сопровождение цели по частоте Доплера (скорости сближения ракеты с целью) и вырабатывает управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель.

РГСН обеспечивает подавление прямого сигнала от передатчика подсвета самоходной установки разведки и наведения и узкополосную фильтрацию отраженного от цели сигнала на фоне шумов и помех.

Защищенность головки самонаведения от преднамеренных помех обеспечивается скрытым моноконическим сканированием цели и возможностью самонаведения на источник помех в амплитудном режиме работы.

В камере дожигания размещается твердотопливный заряд стартовой ступени.

Так как газодинамические условия для работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и для функционирования СПВРДТТ на маршевом участке требуют различной геометрии сопла камеры дожигания, то по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 с) производился отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Применение СПВРД обеспечивает поддержание большой скорости и, соответственно, высокой маневренности ракеты ЗМ9М3 на всей траектории.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части производился по команде от двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения.

Ракета обеспечивает поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц.

Длина ракеты составляет около 5,84 м, диаметр 0,33 м, размах крыла - 0,928 м, размах стабилизатора - 1,2 м.

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 2Т7М предназначена для транспортирования трех ракет 3М9М3 и заряжания ими направляющих СПУ 2П25М2.
Машина технического обслуживания (МТО) 9В88М1(М2), контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«К» (контрольная) и контрольно-измерительная станция (КИС) 2В7М1(М2)-«Р» (ремонтная) предназначены для проведения технических обслуживаний и текущего ремонта аппаратуры СУРН 1С91М2 и СПУ 2П25М2.

Контрольно-испытательная подвижная станция (КИПС) 2В8М1, автокран 9Т31М1, комплект возимого технологического оборудования №1 МС-1760М, комплект возимого технологического оборудования №2 МС-1761М, универсальная компрессорная станция УКС-400В, заправщик воздуха 9Г22М1предназначены для подготовки зенитных управляемых ракет 3М9М3 к боевому применению в полевых условиях и составляют техническую позицию.

Транспортная машина (ТМ) 9Т227 предназначена для транспортировки зенитных управляемых ракет 3М9М3 как в транспортных контейнерах, так и без них.

Разработка ЗРК "Куб" была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Cамоходный зенитный ракетный комплекс "Куб" (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном - танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах. Комплекс "Куб" должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Разработчиком ЗРК "Куб" в целом был определен Научно-исследовательский институт приборостроения, эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года - И.Г.Акопян). Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода - (ММЗ) Московского областного СНХ, главный конструктор шасси Н.А.Астров. Специалисты ММЗ разработали шасси на базе зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 в двух модификациях: для размещения пусковой установки и для станции обнаружения и наведения. Вес шасси станции обнаружения - 15 тонн, грузоподъемность до 5 тонн. Расчётная максимальная скорость - 50 км/час. Боевой вес самоходной пусковой установки с тремя ракетами - 19 тонн. Предусматривалась установка газотурбинных агрегатов электропитания мощностью: 40 л.с. для пусковой установки; 80 л.с. для станции обнаружения. Было обеспечено дублирование электропитание с отбором мощности от основного двигателя шасси. По данным к 25.09.1962 года, Мытыщинским заводом была произведена разработка специального колёсного шасси для размещения ракетного комплекса "Куб", с целью повышения долговечности шасси комплекса и некоторого снижения его веса.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, разработка ракеты комплекса "Куб" была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Первые испытания комплекса, начатые в конце 1959 года, выявили ряд недостатков:

  • недостаточная можность привода ГСН и некачественное исполнение ее обтекателя;
  • неудачная конструкция воздухозаборников;
  • некачественное теплозащитное покрытие внутренней поверхности титанового корпуса камеры дожигания, в резальтате вместо титана стали использовать сталь.

Последовали так называемые "оргвыводы". В августе 1961 г. И.И.Торопова сменили на А.Л.Ляпина, в январе 1962 г. место трижды лауреата Сталинской премии В.В.Тихомирова занял Ю.Н.Фигуровский. Однако разгон зачинателей разработки не привел к ускорению работ. К началу 1963 г. из 83 запущенных ракет только 11 были оснащены ГСН. При этом удачно завершилось всего 3 пуска.

В 1964 г. пуски ракет проводились в более или менее штатном исполнении, но наземные средства ЗРК еще не укомплектовали аппаратурой связи, увязки взаимного местоположения. К середине апреля 1964 г. провели первый успешный пуск ракеты, укомплектованной боевой частью. Удалось сбить мишень - Ил-28, летящий на средней высоте. В дальнейшем пуски были, как правило, удачными, а точность наведения ракет на цель просто восхищала участников испытаний. С января 1965 г.по июнь 1966 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И.Финогенов) под руководством комиссии, которую возглавлял Н.А.Карандеев, провели совместные испытания комплекса.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 г. комплекс был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск.

Состав

В состав ЗРК "Куб" входят следующие боевые средства:

  • Зенитная управляемая ракета 3М9 (см. схему );
  • Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25.

Как и ЗУР комплекса "Круг", ракета 3М9 выполнена по схеме "поворотное крыло". Однако, в отличие от ракеты ЗМ8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод вместо гидравлического.

Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру миделя ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее - аппаратура автопилота и двигатель.

Наведение ракеты 3М9 (3М9М) на цель производится по методу пропорциональной навигации, который заключается в том, что полет ракеты в точку встречи с движущейся целью происходит по траектории, на которой угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота линии "ракета-цель" (линии визирования).

Начальное наведение антенны радиолокационной головки самонаведения на цель, когда ракета находится на самоходной пусковой установке, производится по сигналам со счётно-решающего прибора, расположенного на СПУ.

Ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой. Впереди располагался камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.

В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени - обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.

Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.

В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91 входили две радиолокационные станции - РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1C11 и РЛС сопровождения цели и подсвета 1С31, а также средства, обеспечивающие опознание целей, навигацию, топопривязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, телевизионно- оптический визир, автономный источник электропитания (использовался газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенны и горизонтирования.

Антенны РЛС располагались в два яруса - сверху антенна станции 1С31, ниже - 1C11 - и могли вращаться по азимуту независимо друг от друга. Для уменьшения высоты самохода на марше цилиндрическое основание антенных устройств убиралось внутрь корпуса гусеничной машины, а антенное устройство РЛС 1С31 разворачивалось вниз, располагаясь позади антенны станции 1С11.

Станция 1С11 представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора - 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными приемо-передающими каналами, излучатели которых были установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение, опознание цели и целеуказание станции сопровождения и подсвета обеспечивалось при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м при импульсной мощности излучения 600 кВт в каждом канале, чувствительности при-емников порядка 10Е-13 Вт, ширине лучей по азимуту около 1 град и суммарном секторе обзора по углу места около 20 град. Для обеспечения помехозащищенности в станции 1С11 были предусмотрены:

  • системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех
  • ручная регулировка усиления приемных каналов;
  • модуляция частоты повторения импульсов;
  • перестройка частоты передатчиков.

Станция 1С31 также состояла из двух каналов с излучателями, установленными в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны - сопровождения цели и подсветка цели. По каналу сопровождения цели станция имела импульсную мощность 270 кВт, чувствительность приемника порядка 10Е-13 Вт, ширину луча около 1 град. Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляла около 0,5 д.у., по дальности - около 10 м. Станция могла захватывать на автосопровождение самолет типа "Фантом-2" с вероятностью 0,9 на дальности до 50 км. Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой СДЦ с программным изменением частоты повто-рения импульсов, от активных помех - использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции. В том случае, если станция 1С31 все-таки подавлялась помехами, можно было сопровождать цель по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от РЛС 1C11. В станции предусмотрели специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (и облучения ГСН ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания и обеспечивал надежную работу ГСН ракеты.

Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещалась на шасси ГМ-568. Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

Самоходная пусковая установка 2П25

На самоходной пусковой установке 2П25 (см. схему ), размещенной на шасси ГМ-578 устанавливались лафеты с тремя направляющими для ракет и электрическими силовыми следящими приводами, счетно-решающий прибор, аппаратура навигации, топопривязки, телекодовой связи, предстартового контроля ЗУР, автономный газотурбинный электроагрегат. Электрическая стыковка самоходной пусковой установки с ракетой производилась посредством двух разъемов ракеты, которые срезались с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке. Предстартовое наведение ракет в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью производилось приводами лафета, отрабатывающими данные от самоходной установки разведки и наведения, которые поступали на самоходную пусковую установку по радиотелекодовой линии связи.

В транспортном положении ЗУР располагались хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки. Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5т.

См.на нашем сайте:

Тактико-технические характеристики

Зона поражения, км:
- по дальности
- по высоте
- по параметру

6-8..22
0,1..7
до 15
Вероятность поражения цели типа истребитель одной ЗУР 0,7
Максимальная скорость поражаемых целей м/с 600
Время реакции, с: 26..28
Скорость полета ЗУР, м/с 600
Длина ракеты, мм 5850
Размах крыльев, мм 932
Размах стабилизаторов, мм 1214
Диаметр корпуса ракеты, мм 330
Диаметр по воздухозаборникам, мм 561
Стартовая масса ракеты, кг 605
Масса боевой части, кг 57
Канальность по цели 1
Канальность по ЗУР 2-3
Время развертывания(свертывания), мин 5
Число ЗУР на боевой машине 3
Гарантийный ресурс работы основных блоков и агрегатов ракеты 3М9
Ресурс работы радиолокационной головки самонаведения (РГС) 1СБ4 в режиме предварительного включения, часов 295
Ресурс работы радиолокационной головки самонаведения (РГС) 1СБ4 в режиме полного включения, часов 55
Ресурс работы автопилота (АП) 1СБ6, часов 55
Ресурс работы радиолокационного взрывателя (РВ) 3Э27, часов 55, в том числе по 9 часов с каждым включенным автодином
Ресурс работы турбогенератора (ТГ) 9Б137 2 часа 45 минут

Испытания и эксплуатация

ЗРК "Куб" производился с 1967 по 1982 год, поставлялся на экспорт и широко использовался в боевых действиях. Первый успех к нему пришел в 1973 году во время арабо-израильской войны, когда египтяне огнем этих комплексов уничтожили почти половину военно-воздушного флота Израиля. Эти огромные потери заставили ВВС Израиля искать средства борьбы и тактические приемы для противодействия этой угрозе. В большей степени, найденная тактика базировалась на прямой атаке ЗРК с использованием недостатков комплекса, заключавшихся в ограниченных возможностях перехвата целей на малых высотах и малой скорости сканирования РЛС (см. схема атаки одним самолетом, атаки парой самолетов).

К концу боев, окончательный итог был таков: потеря 110 израильских самолетов, уничтожение 40 систем ПВО разного типа.

В 1982, когда началась война в Ливане под кодовым названием "Мир Галилее", это надежное оружие уже устарело. Системе ПВО Сирии Израиль противопоставил скоординированную систему войны "реального масштаба времени"; войны, в которой авиаразведка, распределение ее результатов атакующим силам и сами удары выполнялись почти одновременно в быстрой последовательности, в совокупности с обширным использованием систем РЭБ. Широко использовались беспилотные летательные аппараты (см. схему ). Это позволило израильтянам уничтожить почти все батареи ЗРК в этом районе, таким образом, лишив сирийские бронетанковые силы прикрытия с воздуха.

ЗРК "Куб" были и на вооружении ПВО Югославии в 1999 году во время варварских бомбардировок этой страны силами НАТО. К тому времени они уже были хорошо изучены специалистами западных стран в ходе предыдущих вооруженных конфликтов, поэтому задача борьбы с ними существенно облегчалась. В ходе завоевания превосходства в воздухе авиацией НАТО большинство наносимых ею ударов выполнялись в ночное время, когда оптические и телевизионные каналы ЗРК не функционировали. В итоге ЗРК "Куб" оказались уязвимыми для современного высокоточного оружия. Так, их станции наведения ракет обычно полностью подавлялись мощной активной шумовой помехой во всем диапазоне рабочих частот. Расчетам ЗРК приходилось вести обнаружение, захват и сопровождение целей по телеоптическому визиру, что было малоэффективно в ночных условиях боя. При попадании противорадилокационных ракет или управляемых авиабомб они уничтожались, как правило, вместе с личным составом, так как и РЛС обнаружения, и боевой расчет ЗРК "Куб" размещены на одном шасси. К тому же броневая защита оказалась неэффективной, а в верхней части машины она просто отсутствовала, между тем воздействие поражающих факторов высокоточного оружия шло именно с верхней полусферы. В ходе отражения авианалетов было потеряно три батареи ЗРК ""Куб"".

Дело 51. Сводные данные и материалы по уровню реактивного вооружения. Начато 25.07.1962 г. Окончено 04.11.1962 г. / АННОТАЦИЯ гусеничного самоходного шасси зенитного реактивного комплекса "Куб". 25.09.1962 г. Документ без подписей и мест для них // РГАЭ. Ф. 298. Оп. 1. Д. 3058. Л. 50,50об.

Разработку самоходного ЗРК "Куб" (2К12), который предназначался для защиты войск (главным образом – танковых дивизий) от средств воздушного нападения, летящих на малых и средних высотах, задали Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18.07.1958.

Комплекс "Куб" должен был обеспечивать поражение воздушных целей, которые летят на высотах от 100 м до 5тыс. м со скоростями от 420 до 600 м/с, на дальностях до 20000 м. При этом вероятность поражения цели одной ракетой должна составлять не менее 0,7.

Головной разработчик комплекса - ОКБ-15 ГКАТ (Государственный комитета по авиатехнике). Ранее данное ОКБ являлось филиалом основного разработчика самолетных радиолокационных станций - НИИ-17 ГКАТ, находящийся в подмосковном Жуковском около Летно-испытательного института. Вскоре ОКБ-15 было передано в ГКРЭ. Его наименование несколько раз меняли и, в итоге, преобразовали в НИИП МРТП (Научно-исследовательский институт приборостроения Министерства радиотехнической промышленности).

Главным конструктором комплекса был назначен начальник ОКБ-15 Тихомиров В.В., в прошлом - создатель первой отечественной самолетной радиолокационных станций "Гнейс-2" и некоторых других станций. Кроме того ОКБ-15 создавало самоходную установку разведки и наведения (под руководством главного конструктора установки – Растова А.А.) и полуактивную радиолокационную головки самонаведения ракеты (под руководством – Вехова Ю.Н., с 1960 года – Акопяна И.Г.).

Самоходная пусковая установка разрабатывалась под руководством главного конструктора Яскина А.И. в СКБ-203 Свердловского СНХ, ранее занимавшееся разработкой для технических подразделений ракетных частей технологического оборудования. Затем СКБ было преобразовано в ГосКБ компрессорного машиностроения МАП (сегодня НПП "Старт").

Созданием гусеничных шасси для боевых средств ЗРК занималось конструкторское бюро Мытищинского машиностроительного завода Московского областного СНХ. Позднее получило наименование ОКБ-40 Министерства транспортного машиностроения. Сегодня – Конструкторское бюро, входящее в производственное объединение "Метровагонмаш". Главный конструктор шасси Астров Н.А., еще до ВОВ разработал легкий танк, а потом проектировал, главным образом, самоходные артиллерийские установки и бронетранспортеры.

Разработку зенитной управляемой ракеты для ЗРК «Куб» поручили конструкторскому бюро завода №134 ГКАТ, которое первоначально специализировалось на создании авиационного бомбового и стрелкового вооружения. К моменту получения данного задания конструкторский коллектив уже успел накопить определенный опыт во время разработки ракеты К-7 класса "воздух-воздух". Впоследствии эта организация была преобразована в ГосМКБ "Вымпел" МАП. Разработку ракеты комплекса "Куб" начали под руководством Торопова И.И.

Планировалось, что работы по комплексу обеспечат выход зенитного ракетного комплекса "Куб" во II квартале 1961 года на совместные испытания. По разным причинам работы затянулись и завершились с пятилетним опозданием, отстав, таким образом, на два года от работ по ЗРК "Круг", «стартовавших» практически одновременно. Свидетельством драматичности создания ЗРК "Куб" стало отстранение в самый напряженный момент от должностей главного конструктора комплекса в целом и главного конструктора ракеты, входящей в его состав.

Основными причинами трудностей создания комплекса являлись новизна и сложность принятых в разработку тех. решений.

Для боевых средств зенитного ракетного комплекса "Куб", в отличие от ЗРК "Круг", использовали более легкие гусеничные шасси, аналогичные примененным для зенитных САУ "Шилка". При этом радиотехнические средства устанавливались на одном "самоходе А", а не на двух шасси, как в комплексе "Круг". Самоходная пусковая установка "самоход Б" - несла три ракеты, а не две как в комплексе "Круг".

При создании ракеты для зенитного комплекса также решались очень сложные задачи. Для работы сверхзвукового прямоточного двигателя использовалось не жидкое, а твердое топливо. Это исключало возможность регулировки расхода топлива в соответствии с высотой и скоростью полета ракеты. Также ракета не имела отделяемых ускорителей – заряд стартового двигателя был размещен в камере дожигания прямоточного двигателя. Кроме того впервые для зенитной ракеты подвижного комплекса аппаратуру командного радиоуправления заменили полуактивной доплеровской радиолокационной головкой самонаведения.

Все эти сложности сказались уже в начале летных испытаний ракет. На Донгузский полигон в конце 1959 г. поставили первую пусковую установку, что дало возможность приступить к бросковым испытаниям зенитной управляемой ракеты. Однако до июля следующего года не удалось провести успешных пусков ракет с работающей маршевой ступенью. При этом на стендовых испытаниях было выявлено три прогара камеры. Для анализа причин неудач привлекли одну из головных научных организаций ГКАТ – НИИ-2. НИИ-2 рекомендовал отказаться от крупногабаритного оперения, которое сбрасывалось после прохождения стартового участка полета.

Во время стендовых испытаний натурной головки самонаведения была выявлена недостаточная мощность привода ГМН. Также, определилось некачественное исполнение обтекателя головки, которое вызывало значительные искажения сигнала, с последующим появлением синхронных помех, приводящих к неустойчивости контура стабилизации. Эти недостатки были общими для многих советских ракет с радиолокационными ГСН первого поколения. Конструкторы решили перейти на ситаловый обтекатель. Однако, кроме таких относительно "тонких" явлений, во время испытаний столкнулись с разрушением в полете обтекателя. Разрушение вызывали аэроупругие колебания конструкции.

Другим существенным недостатком, который был выявлен на ранней стадии испытаний зенитной управляемой ракеты, стала неудачная конструкция воздухозаборников. На поворотные крылья неблагоприятно воздействовала система скачков уплотнения от передней кромки воздухозаборников. При этом создавались большие аэродинамические моменты, которые рулевые машинки преодолеть не могли – рули попросту заклинивались в крайнем положении. Во время испытаний в аэродинамических трубах полномасштабных моделей было найдено подходящее конструктивное решение – удлинили воздухозаборник, сдвинув на 200 миллиметров вперед передние кромки диффузора.

Самоходная пусковая установка 2П25 ЗРК 2К12 "Куб-М3" с зенитными ракетами 3М9М3 © Bundesgerhard, 2002

В начале 1960-х гг. кроме основного варианта боевых машин ЗРК на гусеничных шасси конструкторского бюро Мытищинского завода прорабатывали и другие самоходы – корпусное четырехосное колесное плавающее шасси "560" разработанное той же организацией и применявшееся для ЗРК "Круг" шасси семейства СУ-100П.

Испытания в 1961 году также имели неудовлетворительные результаты. Надежной работы ГСН добиться не удалось, пуски по опорной траектории проведены не были, отсутствовала достоверная информация по величине расхода топлива в секунду. Также не была разработана технология надежного нанесения теплозащитных покрытий на внутреннюю поверхность корпуса камеры дожигания выполненной из титанового сплава. Камера была подвержена эрозионному воздействию содержащих окислы магния и алюминия продуктов сгорания газогенератора маршевого двигателя. Титан в дальнейшем был заменен сталью.

После этого последовали "оргвыводы". Торопова И.И. в августе 1961 года сменил Ляпин А.Л., место Тихомирова В.В. трижды лауреата Сталинской премии в январе 1962 года занял Фигуровский Ю.Н. Однако время труду конструкторов, которые определили тех. облик комплекса, дало справедливую оценку. Советские газеты спустя десять лет с восторгом перепечатывали часть статьи из "Пари Матч", которая характеризовала эффективность ракеты спроектированной Тороповым словами "Сирийцы когда-нибудь изобретателю этих ракет поставят памятник...". Сегодня бывшее ОКБ-15 носит имя Тихомирова В.В.

Разгон зачинателей разработки к ускорению работ не привел. Из 83 запущенных к началу 1963 года ракет лишь 11 оснащались головкой самонаведения. При этом удачей завершилось только 3 пуска. Испытывались ракеты только с экспериментальными головками – поставку штатных еще не начали. Надежность головки самонаведения была такова, что после 13 неудачных запусков с отказами ГСН в сентябре 1963 года летные испытания пришлось прервать. Небыли доведены до конца и испытания маршевого двигателя зенитной управляемой ракеты.

Пуски ракет в 1964 году проводились в более или менее штатном исполнении, однако наземные средства зенитного ракетного комплекса еще не были укомплектованы аппаратурой связи и увязки взаимного местоположения. Первый успешный запуск ракеты, укомплектованной боевой частью, провели в середине апреля. Удалось сбить мишень – летящий на средней высоте Ил-28. Дальнейшие пуски были, в основном, удачными, а точность наведения просто восхищала участников данных испытаний.

На Донгузском полигоне (начальник Финогенов М.И.) в период с января 1965 по июнь 1966 года под руководством комиссии, возглавляемой Карандеевым Н.А., провели совместные испытания ЗРК. Комплекс на вооружение войск Противовоздушной обороны Сухопутных войск был принят постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23.01.1967.

Основными боевыми средствами ЗРК «Куб» были СУРН 1С91 (самоходная установка разведки и наведения) и СПУ 2П25 (самоходная пусковая установка) с ракетами 3М9.

В состав СУРН 1С91 входили две РЛС – радиолокационная станция обнаружения воздушных целей и целеуказания (1С11) и радиолокационная станция сопровождения цели и подсвета 1С31, и средства, обеспечивающие опознание целей, топографическую привязку, взаимное ориентирование, навигацию, телевизионно-оптический визир, радиотелекодовую связь с пусковыми установками, автономный источник электропитания (газотурбинный электрогенератор), системы горизонтирования и подъема антенны. Оборудование СУРН устанавливалось на шасси ГМ-568.

Антенны радиолокационной станции располагались в два яруса – наверху размещалась антенна станции 1С31, снизу - 1С11. Вращение по азимуту независящее. Для уменьшения высоты самоходной установки на марше основание антенных устройств цилиндрической формы убиралось внутрь корпуса машины, а антенное устройство радиолокационной станции 1С31 разворачивали вниз, и располагали позади антенны РЛС 1С11.

Исходя из стремления обеспечить необходимую дальность при ограниченном энергоснабжении и учитывая габаритно-массовые ограничения по антеннам постам для 1С11 и режима сопровождения цели в 1С31 была принята схема когерентно-импульсной радиолокационной станции. Однако, при подсвете цели для устойчивой работы головки самонаведения при полете на малой высоте в условиях мощных отражений от подстилающей поверхности реализовали режим непрерывного излучения.

Станция 1С11 – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора (скорость - 15 оборотов в минуту) сантиметрового диапазона имеющая два независимых работающих на разнесенных несущих частотах волноводных приемо-передающих канала, излучатели которых устанавливались в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение и опознание цели, целеуказание станции сопровождения и подсвета происходило, если цель находилась на дальностях 3–70 км и на высотах 30-7000 метров. При этом импульсная мощность излучения в каждом канале составляла 600 кВт, чувствительность приемников – 10-13 Вт, ширина лучей по азимуту - 1°, а суммарный сектор обзора по углу места – 20°. В станции 1С11 для обеспечения помехозащищенности предусматривались:
- система СДЦ (селекция движущихся целей) и подавления импульсных несинхронных помех;
- ручная регулировка усиления приемных каналов;
- перестройка частоты передатчиков;
- модуляция частоты повторения импульсов.

В состав станции 1С31 также входило два канала с излучателями, установленных в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны – подсвета цели и сопровождения цели. По каналу сопровождения импульсная мощность станции составляла 270 кВт, чувствительность приемника – 10-13 Вт, ширина луча около 1 градуса. СКО (среднеквадратичная ошибка) сопровождения цели по дальности составляла около 10 м, а по угловым координатам – 0,5 д.у. Станция могла захватывать самолет "Фантом-2" на автоматическое сопровождение на дальности до 50000 м с вероятностью 0,9. Защита от отражений от земли и пассивных помех осуществлялась системой СДЦ имеющей программное изменение частоты повторения импульсов. Защита от активных помех осуществлялась использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, перестройкой рабочей частоты и системы индикации помех. В случае если станция 1С31 подавлялась помехами, цель можно были сопровождать по угловым координатам, получаемым при помощи телевизионного оптического визира, а информация о дальности получали от радиолокационной станции 1С11. В станции были предусмотрены специальные меры, которые обеспечивали устойчивое сопровождение низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (а также облучения головки самонаведения ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания, а также обеспечивал надежную работу головки самонаведения ракеты.

Масса СУРН с боевым расчетом (4 человека) составляла 20300 кг.

На СПУ 2П25, базой которой служило шасси ГМ-578, были установлены лафет с электрическими силовыми следящими приводами и тремя направляющими ракет, счетно-решающий прибор, аппаратура телекодовой связи, навигации, топографической привязки, предстартового контроля зенитной управляемой ракеты, автономный газотурбинный электрогенератор. Электрическая стыковка СПУ и ракеты производилась при помощи двух разъемов ракеты, срезаемых специальными штангами в начале движения ЗУР по направляющей балке. Приводами лафета производилось предстартовое наведение ЗУР в направлении упрежденной точки встречи ракеты и цели. Привода работали по данным от СУРН, которые поступали на СПУ по радиотелекодовой линии связи.

В транспортном положении зенитные управляемые ракеты располагались по ходу самоходной ПУ хвостовой частью вперед.

Масса СПУ, трех ракет и боевого расчета (3 человека) составляла 19500 кг.

ЗУР 3М9 зенитного ракетного комплекса "Куб" по сравнению с ракетой 3М8 ЗРК "Круг" имеют более изящные очертания.

ЗУР 3М9, как и ракета комплекса "Круг", выполнена по схеме "поворотное крыло". Но, в отличие от 3М8, на зенитной управляемой ракете 3М9 для управления использовались рули, расположенные на стабилизаторах. В результате реализации такой схемы были уменьшены размеры поворотного крыла, снижена необходимая мощность рулевых машинок и использованы более легкий пневматический привод заменивший гидравлический.

Ракета оснащалась полуактивной радиолокационной ГСН 1СБ4, захватывающей цель со старта, сопровождавшей ее по доплеровской частоте в соответствии со скоростью сближения ракеты и цели, вырабатывающей управляющие сигналы для наведения зенитной управляемой ракеты на цель. Головка самонаведения обеспечивала режекцию прямого сигнала от передатчика подсвета СУРН и узкополосную фильтрацию отражаемого от цели, сигнала на фоне шумов данного передатчика, подстилающей поверхности и собственно ГСН. Для защиты головки самонаведения от преднамеренных помех также использовалась скрытая частота поиска цели и возможность самонаведения на помехи в амплитудном режиме работы.

Головка самонаведения размещалась в передней части ЗУР, при этом диаметр антенны был приблизительно равен размеру миделя управляемой ракеты. За ГСН размещалась боевая часть, за которой следовали аппаратура автопилота и двигатель.

Как уже отмечалось, в ракете был применен комбинированной двигательной установкой. В передней части ракеты располагался камера газогенератора и заряд двигателя второй (маршевой) ступени 9Д16К. Расход топлива в соответствии с условиями полета для твердотопливного газогенератора регулировать невозможно, поэтому для выбора формы заряда использовалась условная типовая траектория, которая в те годы считалась разработчиками наиболее вероятной во время боевого применения ракеты. Номинальная продолжительность работы – чуть более 20 секунд, масса топливного заряда - около 67 кг при длине 760 мм. Состав топлива ЛК-6ТМ, разработанного НИИ-862, характеризовался большим избытком горючего в соотношении с окислителем. Продукты сгорания заряда поступали в камеру дожигания, в которой остатки горючего сгорали в потоке входящего через четыре воздухозаборника воздуха. Входные устройства воздухозаборников, которые рассчитаны на сверхзвуковой полет, оснащались центральными телами, конической формы. Выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания на стартовом участке полета (до момента включения маршевого двигателя) закрывались стеклопластиковыми заглушками.

В камере дожигания устанавливался твердотопливный заряд стартовой ступени – шашка, имеющая бронированные торцы (длина 1700 мм, диаметром 290 мм, диаметр цилиндрического канала 54 мм), изготовленная из баллиститного топлива ВИК-2 (масса 172 кг). Поскольку газодинамические условия работы двигателя на твердом топливе на стартовом участке и прямоточного воздушно-реактивного двигателя на маршевом участке требовали разной геометрии сопла камеры дожигания, после завершения работы стартовой ступени (от 3 до 6 сек.) предусматривался отстрел внутренней части сопла со стеклопластиковой решеткой, которая удерживала стартовый заряд.

Самоходная пусковая установка 2П25

Необходимо отметить, что именно в 3М9 подобную конструкцию впервые в мире довели до серийного производства и принятия на вооружение. В дальнейшем, после специально организованного израильтянами похищения нескольких 3М9 во время войны на Ближнем Востоке, советская зенитная управляемая ракета послужила прототипом для ряда зарубежных противокорабельных и зенитных ракет.

Использование ПВРД обеспечило поддержание большой скорости 3М9 на всей траектории полета, что способствовало высокой маневренности. При проведении контрольно-серийных и учебных пусков управляемых ракет 3М9 систематически достигалось прямое попадание, что случалось довольно редко при использовании других, более крупных, зенитных ракет.

Подрыв 57-килограммовой осколочно-фугасной БЧ 3Н12 (разработка НИИ-24) осуществлялся по команде двухканального автодинного радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27 (разработка НИИ-571).

Ракетой обеспечивалось поражение цели, маневрирующей с перегрузкой до 8 единиц, однако при этом происходило уменьшение вероятности поражения такой цели в зависимости от разных условий до 0,2-0,55. В тоже время вероятность поражения не маневрирующей цели составляла 0,4-0,75.

Длина ракеты составляла 5800 м, диаметр 330 мм. Для перевозки собранной ЗУР в контейнере 9Я266 левые и правые консоли стабилизаторов складывались навстречу друг другу.

За разработку данного зенитного ракетного комплекса многие его создатели были удостоины высоких государственных наград. Ленинскую премию присудили Растову А.А., Гришину В.К., Акопяну И.Г., Ляпину А.Л., Государственную премию СССР – Матяшеву В.В., Валаеву Г.Н., Титову В.В. и др.

Зенитный ракетный полк, имеющий на вооружении зенитный ракетный комплекс "Куб", состоял из командного пункта, пяти зенитных батарей, технической батареи и батареи управления. Каждая ракетная батарея состояла из одной самоходной установки разведки и наведения 1С91, четырех самоходных пусковых установок 2П25 с тремя зенитными управляемыми ракетами 3М9 на каждой, двух транспортно-заряжающих машин 2Т7 (шасси ЗиЛ-157). При необходимости, могла самостоятельно выполнять боевые задачи. При централизованном управлении данные целеуказания и команды боевого управления на батареи поступали от командного пункта полка (от кабины боевого управления (КБУ) автоматизированного комплекса боевого управления "Краб" (К-1) с радиолакационной станцией обнаружения). На батарее эта информация принималась кабиной приема целеуказания (КПЦ) комплекса К-1, после чего передавалась на СУРН батареи. Техническая батарея полка состояла из транспортных машин 9Т22, контрольно-измерительных станций 2В7, контрольно-испытательных подвижных станций 2В8, технологических тележек 9Т14, ремонтных машин и другого оборудования.

В соответствии с рекомендациями государственной комиссии с 1967 г. началась первая модернизация зенитного ракетного комплекса "Куб". Проведенные доработки позволили повысить боевые возможности ЗРК:
- увеличили зону поражения;
- предусмотрели прерывистые режимы работы радиолокационной станции СУРН для защиты от воздействия противорадиолокационных ракет "Шрайк";
- повысили защищенность головки самонаведения от уводящих помех;
- улучшили показатели надежности боевых средств комплекса;
- уменьшили работное время комплекса приблизительно на 5 секунд.

В 1972 году модернизированный комплекс испытывался на Эмбенском полигоне под руководством комиссии возглавляемой начальником полигона Кириченко В.Д. В январе 1973 года ЗРК под обозначением "Куб-М1" приняли на вооружение.

С 1970 года велось создание для военно-морского флота зенитного комплекса М-22, в котором использовалась ракета семейства 3М9. Но после 1972 г. данный ракетный комплекс разрабатывался уже под ракету 9М38 комплекса "Бук", сменившего "Куб".

Следующая модернизация "Куба" проводилась в период с 1974 по 1976 год. В результате удалось еще повысить боевые возможности зенитного ракетного комплекса:
- расширили зону поражения;
- обеспечили возможность ведения огня вдогон по цели со скоростью до 300 м/с, и по неподвижной цели на высоте свыше 1 тыс. м;
- среднюю скорость полета зенитной управляемой ракеты увеличили до 700 м/с;
- обеспечили поражение самолетов, которые маневрируют с перегрузкой до 8 единиц;
- улучшили помехоустойчивость головки самонаведения;
- вероятность поражения маневрирующих целей увеличили на 10-15%;
- увеличили надежность наземных боевых средств комплекса и улучшили его эксплуатационные характеристики.

В начале 1976 г. на Эмбенском полигоне (начальник Ващенко Б.И.) проходили совместные испытания зенитного ракетного комплекса под руководством комиссии возглавляемой Купревичем О.В. К концу года ЗРК под шифром "Куб-М3" приняли на вооружение.

В последние годы на авиационно-космических выставках представляли еще одну модификацию зенитной управляемой ракеты – мишень 3М20М3, переоборудованная из боевой ЗУР. 3М20М3 имитирует воздушные цели с ЭПР 0,7-5 м2, летящие на высоте до 7 тыс. м, по трассе до 20 километров.

Серийный выпуск боевых средств ЗРК "Куб" всех модификаций организовали на:
- Ульяновском механическом заводе МРП (Минрадиопром) - самоходные установки разведки и наведения;
- Свердловском машиностроительном заводе им. Калинина - самоходные пусковые установки;
- Долгопрудненском машиностроительном заводе – зенитные управляемые ракеты.

Самоходная установка разведки и наведения 1С91 ЗРК 2К12 "Куб-М3" © Bundesgerhard, 2002

Основные характеристики зенитных ракетных комплексов типа "КУБ":
Наименование - "Куб"/"Куб-М1"/"Куб-М3"/"Куб-М4";
Зона поражения по дальности – 6-8..22 км/4..23 км/4..25 км /4..24** км;
Зона поражения по высоте – 0,1..7 (12*) км/0,03..8 (12*) км/0,02..8 (12*) км /0,03.. 14** км;
Зона поражения по параметру – до 15 км/до 15 км/до 18 км/до 18 км;
Вероятность поражения одной ЗУР истребителя – 0,7/0,8..0,95/0,8..0,95/0,8..0,9;
Вероятность поражения одной ЗУР вертолета – …/…/…/0,3..0,6;
Вероятность поражения одной ЗУР крылатой ракеты – …/…/…/0,25..0,5;
Максимальная скорость поражаемых целей – 600 м/с
Время реакции – 26..28 с/22..24 с/22..24 с/24** с;
Скорость полета зенитной управляемой ракеты – 600 м/с/600 м/с/700 м/с/700** м/с;
Масса ракеты – 630 кг;
Масса боевой части - 57 кг;
Канальность по цели – 1/1/1/2;
Канальность по ЗУР - 2..3 (до 3 для "Куб-М4");
Время развертывания (свертывания) – 5 мин;
Число зенитных управляемых ракет на боевой машине – 3;
Год принятия на вооружение – 1967 г./1973 г./1976 г./1978 г.
* с использованием комплекса К-1 "Краб"
** с ЗУР 3М9М3. При использовании ЗУР 9М38 характеристики аналогичны ЗРК "БУК"

Во время серийного производства зенитных ракетных комплексов семейства "Куб" в период с 1967 по 1983 годы было выпущено около 500 комплексов, несколько десятков тысяч головок самонаведения. Во время испытаний и учений выполнили более 4 тыс. запусков ракет.

Зенитный ракетный комплекс "Куб" по внешнеэкономическим каналам под шифром "Квадрат" поставлялся в ВС 25 стран (Алжир, Ангола, Болгария, Куба, Чехословакия, Египет, Эфиопия, Гвинея, Венгрия, Индия, Кувейт, Ливия, Мозамбик, Польша, Румыния, Йемен, Сирия, Танзания, Вьетнам, Сомали, Югославия и другие).

Комплекс "Куб" успешно применялся практически во всех ближневосточных военных конфликтах. Особенно впечатляющим было использование ракетного комплекса 6-24 октября 1973 года, когда 95-ю управляемыми ракетами комплексов "Квадрат", по информации сирийской стороны, было сбито 64 израильских самолета. Исключительную эффективность ЗРК "Квадрат" определяли следующие факторы:
- высокая помехозащищенность комплексов имеющих полуактивное самонаведение;
- отсутствие у израильской стороны средств РЭП (радиоэлектронного противодействия), работающих в необходимом частотном диапазоне – аппаратура, поставляемая Соединенными Штатами, была рассчитана на борьбу с радиокомандными С-125и ЗРКС-75, которые работали на более длинных волнах;
- высокая вероятность попадания в цель маневренной зенитной управляемой ракетой с прямоточным двигателем.

Израильская авиация, не располагая тех. средствами подавления комплексов "Квадрат", была вынуждена применять очень рискованные тактические приемы. Многократный вход в зону запуска и последующий поспешный выход из нее становился причиной быстрого расхода боекомплекта комплекса, после чего дальнейшим уничтожались средств обезоруженного ракетного комплекса. Кроме того, использовался подход истребителей-бомбардировщиков на высоте, близкой к их практическому потолку, и дальнейшее пикирование в воронку "мертвой зоны" над зенитным комплексом.

Высокая эффективность "Квадрата" подтвердилась и 8-30 мая 1974 года, когда 8 управляемыми ракетами уничтожили до 6 самолетов.

Также, ЗРК "Квадрат" использовался в 1981-1982 годах во время боевых действий в Ливане, при конфликтах между Египтом и Ливией, на алжирско-марокканской границе, в 1986 году при отражении американских налетов на Ливию, в 1986-1987 годах в Чаде, в 1999 году в Югославии.

До сих пор зенитный ракетный комплекс "Квадрат" во многих странах мира состоит на вооружении. Боевая эффективность комплекса может быть увеличена без значительных конструктивных доработок путем использования в нем элементов комплекса "Бук" - самоходных огневых установок 9А38 и ракет 3М38, что было осуществлено в комплексе "Куб-М4", разработанном в 1978 г.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter