Касты. Что такое Каста? Значение и толкование слова kasta, определение термина Что такое касты в индии определение

Порой кажется, что мы настолько привыкли к XXI столетию с его равноправием, гражданским обществом, а также развитием современных технологий, что существование в обществе строгих социальных слоев воспринимается с удивлением.

А вот в Индии люди так и живут, принадлежа к какой-то определенной касте, (которая определяет объем прав и обязанностей), уже со времен, существовавших до нашей эры.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства.

Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • . Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это – финансы, банковские дела, так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно об этом Вы можете узнать из статьи ““.


Таблица кастовости

Касты

Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда. До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).

Касты в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их
количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается.

Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Конечно, кастовая система в современной Индии уже давно не имеет того значения, какое ей придавалось в древние времена. Сейчас же происходит тенденция к сокращению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны.

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Неприкасаемые

– это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны).

Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д.

Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Читайте далее:

Первоначально система четырех наследственных классов, на

которые делилась индийское население: брамины, кшатрии, вайшьи и

шудры (или потомки Брамы, воины, торговцы и низшая, или

земледельцы). Помимо этих начальных четырех, теперь в Индии

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАСТЫ

португ. casta – род, происхождение, от лат. castus – чистый) – замкнутые, эндогамные группы людей, связанных единством наследств. профессии. Давая характеристику каст, Маркс писал: "...одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешения путем браков; касты совершенно различны по своему значению; у каждой касты своя исключительная, неизменная профессия" ("Формы, предшествующие капиталистическому производству", 1940, с. 12–13). Появление К. было связано с возникновением обществ. разделения труда. "...Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов..." (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). К. существовали в ряде древних и ср.-век. гос-в, однако нигде они не: приобрели столь строгой формы и не сохранились так долго, как в Индии, что объясняется крайне медленным (в прошлом) процессом социально-экономич. развития страны. В Древней Индии в период господства рабовладельч. отношений все население делилось на четыре сословные варны – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, к-рые уже обладали рядом осн. признаков К. В пределах варн, особенно вайшьев и шудр, постепенно возникают джати в значении каста. В ср.-век. Индии К. стали основой иерархич. структуры феод. общества, заменив прежнее деление общества на варны. В зависимости от места К. на ступенях феод. иерархич. лестницы определялись ее обществ. права. Высшие К. брахманов и кшатриев (раджпутов) вели свое происхождение от одноименных варн, ниже находились торгово-ростовщич. К. и еще ниже – огромное количество земледельч. и ремесленных К. Наиболее угнетенные слои полурабов-полукрепостных, как правило, относились к многочисл. К. "неприкасаемых". В число "неприкасаемых" включались иногда целые племена в процессе их подчинения более крупным и развитым в социально-экономич. отношении народностям. Большое количество "неприкасаемых" племен сохранилось до сер. 20 в. на юге Индии. Согласно индуизму, принадлежность человека к той или иной К. определяется степенью "греховности" его души в "прошлых существованиях"; эта "греховность" сохраняется якобы и в новой телесной оболочке и способна "осквернять" людей, стоящих выше в социальном отношении. Поведение членов каждой К. регламентировалось всевозможными правилами, особенно строгими в отношении браков и совместной еды с членами других К. В ремесленных К. регламентация распространялась также и на процесс труда. За соблюдением кастовых правил следили кастовые советы, к-рые накладывали на нарушителей взыскания вплоть до исключения из К. В период феодализма изгнание из К. ставило человека вне общества и было сильным орудием принуждения в руках феодалов и гос. аппарата. Протест нар. масс против кастовых ограничений выражался, с одной стороны, в форме сектантских движений, критиковавших существующие порядки, с другой – в переходе членов низших К. в ислам, формально признающий равенство людей перед богом. Экономич. и политич. раздробленность феод. Индии, неравномерность социально-экономич. развития различных частей страны привели к тому, что в различных областях Индии и у разных народов возникла своя более или менее специфич. кастовая структура, появились многочисл. К. и подкасты. По нек-рым данным, в Индии существует (сер. 20 в.) до 3 500 К. и подкаст; лишь немногие из них, напр. сословные К. брахманов и раджпутов, являются общими для всей Индии, но и внутри них имеются подразделения. Кастовый строй еще в период позднего средневековья встал в противоречие с социально-экономич. развитием страны. С ростом капиталистич. отношений К. как форма организации ремесла начинают утрачивать свое значение. В совр. Индии нет ни одной К., члены к-рой занимались бы исключительно своей кастовой профессией. Однако как пережиток феод. общества К. продолжают существовать. Кастовый строй, изолирующий людей друг от друга, мешающий объединению угнетенных классов в борьбе против эксплуататоров, всегда поддерживался господствующими классами Индии. Кастовый строй использовался англ. колонизаторами для осуществления в Индии политики "разделяй и властвуй". По конституции Индии (1950) признано равноправие: К., но фактически система кастовых различий: сохраняется. Лит.: Маркс К., Нищета философии. Соч., 2 изд., т. 4, с. 148, 150, 153–54; его же, Введение (Из экономических рукописей 1857–58 годов), там же, т. 12, с. 722; его же; Капитал, т. 1, там же, т. 23, с. 351–52, 522; Маркс К; и Энгельс Ф., Немецкая идеология, там же, т. 3, с. 38; Всемирная история, т. 1, М., 1955, с. 600–601; то же; т. 2, М., 1956, с. 567–69; Ильин Г. Ф., Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов, "Вестн. древней истории", 1950, No 2, с. 94–107; Dutt N. К., Origin and growth of caste in India, L., 1931; Ghurye G. S., Caste and class in India, Bombay, 1957; Sharma R. S., S?dras in Ancient India, Delhi, 1958. А. Осипов. Москва.

португ. casta род, поколение) - 1) в Индии и некоторых странах Востока - замкнутая общее венная группа, объединенная происхождением и правовым положение своих членов; 2) общественная группа, ревниво оберегающая свою замкнутость, обособленность и свои сословные или групповые привилегии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Касты

португ. casta, от лат. castus чистый)

1) замкнутые, эндогамные группы людей, обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий (что может быть связано с принадлежностью к определенной этнической, а иногда и религиозной общности). Касты образуют иерархию, в общении между кастами есть строгие ограничения. Архаичные касты (сословия или социальные ранги) существовали в ряде древних и средневековых обществ (Др. Египет, Индия, Перу и пр.). В Индии обособление групп людей по тому или иному признаку, освящаемое религиозной системой индуизма, приняло всеобщий характер. В Индии в 40-х гг. 20 в. было 3,5 тыс. каст и подкаст. Иерархия каст в средневековой Индии: высшие - брахманы и военно-землевладельческие касты - составляли класс крупных и средних феодалов; ниже - торгово-ростовщические касты; далее землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев - полноправных общинников; еще ниже - огромное число каст безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг; среди последних низший слой - бесправные касты «неприкасаемых». Конституция Республики Индия (1950) признала равноправие каст и юридическое полноправие «неприкасаемых»;

португ. casta - род, поколение, от лат. castus - чистый; санскр. - джати) - эндогамные группы людей, имеющие мифического общего предка и ограниченные в общении друг с другом. "...Одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешение путем браков; касты совершенно различны по своему значению; у каждой касты своя исключительная, неиз- менная профессия" (Маркс К., Формы, предшествовавшие капиталистическому произ- водству, 1940, с. 12-13). Отдельные признаки кастового деления имелись в общественном строе Древнего Египта, Ирана, Китая, Японии и др. стран, но наиболее полное развитие система К. получила в Индии. В Древней Индии К. сразу же после их зарождения были декретированы религией; кастовые законы одновременно являются и религиозными законами. Говоря о кастовом строе в Индии, К. Маркс отмечал его устойчивость, к-рую связывал с устойчивостью индийской общины. Генезис К. - сложный и длительный процесс, происходивший в ходе складывания из родоплеменных групп этнических общностей и формирования феодальной сословно-кастовой структуры. В этом процессе значительную роль сыграло общественное разделение труда (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 38). По мере роста разделения труда увеличивалось количество К., и к концу средних веков все индийское общество оказалось расчлененным на сотни К., к-рые образовали единую систему, выражавшую его сословно-классовое и профессиональное деление. Верхнюю группу кастовой иерархии составляли К. духовных и светских феодалов; ниже их стояли военно-земледельческие К. полноправных общинников (джаты, кунби, редди, веллала и др.) и городские торгово-ростовщические К. (банья, четти, аггарвал и др.); еще ниже - К. ремесленников (ткачей, горшечников, кузнецов, плотников, ювелиров и многих других профессий) и неполноправных общин- ников-земледельцев. Низшие ступени сословно-кастовой иерархии занимали К. полурабов-полукрепостных, "слуг общины", к-рые, кроме земледельческого труда, были заняты в профессиях, рассматриваемых религиозной традицией как "нечистые" (метельщики, кожевники, сапожники, бродячие комедианты и др.); их называли "неприкасаемыми" (санскрит. - ачхут). Считалось, что члены этих К. оскверняют представителей более высоких К. "Неприкасаемые" жили в особых поселениях, им запрещалось пользоваться общими колодцами и дорогами, посещать индусские храмы и т. д. (в настоящее время основная часть "неприкасаемых" - кабальные батраки). Не только любая новая сословно-классовая или профессиональная, но религиозная и др. группы приобретали форму К. В процессе ассимиляции более крупными народностями племенные групп последние обычно включались в кастовую систему в качестве низших К. (Такие признаки К., как наследственность профессии, ограничение общения с др. К., определенное место в иерархии К., изменялись в соответствии с изменением социально-экономического положения той или иной К. Условно и понятие "неприкасаемости" (разные народы Индии имеют свою иерархию К., свои кастовые правила, свои "неприкасаемые" К.)). Во главе каждой К. стояли кастовые советы (панчаяты); они контролировали экономическую и общественную деятельность членов К., следили за выполнением кастовых законов, отправляли правосудие. К. оказали влияние на формирование классов в современном индийском обществе. Так, основная часть индийской буржуазии - выходцы из торгово-ростовщических К., сельской верхушки - из высших военно-земледельческих К. Колониальная политика англичан способствовала сохранению и консервации в Индии кастовой системы, к-рая использовалась ими для усиления эксплуатации индийских трудящихся и раскола национально-освободительного движения. Однако развитие капитализма в Индии поколебало социально-экономическую основу кастовой системы. Подвергся разрушению принцип наследственности кастовой профессии. Конституция Республики Индии (1950) объявила равноправие К., правительство Индии проводит специальные мероприятия по улучшению положения "неприкасаемых". Однако кастовые различия продолжают существовать и оказывать влияние на все стороны жизни индийского народа, особенно в деревне. Обособляя, изолируя людей различных К. друг от друга, кастовая идеология отравляет общественное сознание народов Индии, препятствует сплочению индийских трудящихся. Реакционные политические круги используют К. для распространения своего влияния на наиболее отсталые слои населения. Система К., являющаяся в современных условиях пережитком феодализма, - серьезное препятствие на пути к экономическому, социальному и культурному прогрессу страны. Коммунистическая партия Индии последовательно борется против всех проявлений кастеизма. Буржуазная наука уделила значительное внимание происхождению, развитию и современному состоянию системы К. Во 2-й пол. 19 в. были сформулированы различные теории происхождения и развития К. Большинство европейских ученых 19 в. некритически восприняли индуистскую религиозную традицию происхождения К. от четырех варн. Эта точка зрения развита современным индийским этнографом Г. Гхурье (G. S. Ghurye, Caste, class and occupation, Bombay, 1961). Английские этнографы Д. Иббетсон и Дж. Несфилд связывали возникновение К. с закреплением определенных занятий эа различными племенными образованиями (J. S. Nesfield, A brief view of the caste system of the North-Western provinces and Oudh, Allahabad, 1885; D. Ibbetson, Punjab castes, 2 ed., Lahore, 1916). Их последователь - английский этнограф Дж. Хаттон (J. H. Hutton, Caste in India, 3 ed., Oxf.,1961). Английский этнограф Х. Риели - автор расовой теории происхождения К., к-рые, как он считал, возникли в результате смешения ариев с другими расовыми типами (Н. Risley, The people of India, 2 ed., Calcutta - L., 1915). Современные антропометрические исследования не подтвердили эту точку зрения (Р. С. Biswas, Present state of the problem of correlation between racial and caste differentiation in India, Moscow, 1964). Третье научное направление связано с именем франц. этнографа Э. Сенара, считавшего, что К. возникли на основе родоплеменной организации и древнеиндийской сельской общины (Й. Senart, Les castes dans l´Inde, 2 ?d., P., 1927). Среди индийских ученых эта точка зрения имеет наибольшее распространение (S. V. Katkar, The history of caste in India, v. 1-2, N. Y. - L., 1909-11; I. Karve, Hindu society - an interpretation, Poona, 1961, и др.). Четвертая точка зрения представлена в работах французского ученого Бугле (С. Bougl?, Essais sur le r?gime des castes, 2 ?d., P., 1933) и английского А. Хокарта (A. M. Hocart, Caste,L., 1950), к-рые интерпретируют систему К. как форму религиозной организации индуизма. Дальнейшее развитие исследования роли надстроечных ин-тов в генезисе системы К. получило у французского этнографа и социолога Л. Дюмона (L. Dumont, Une sous-caste de l´Inde du Sud, P., 1957) и англ. ученого Д. Покока ("Contributions to Indian sociology", No 2, P. - La Haye, 1958). Начиная с 50-х гг. внимание инд., амер. и англ. этнографов привлекают вопросы, связанные с ролью К. в социально-экономическом, культурном и политическом развитии современного индийского общества. Индийский ученый M H. Шринивас первым исследовал зависимость кастового статуса от социально-экономических изменений, назвав этот процесс "сан-скритизацией" (М. N. Srinivas, Religion and society among the Coorgs of South India, Oxf., 1952; его же, Caste in modern India, Bombay, 1962). В сов. историографии исследование проблемы К. лишь начинается. Основное внимание уделяется происхождению К. и положению "неприкасаемых" (Г. Ф. Ильин, Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов, "ВДИ", 1950, No 2; В. И. Кальянов, Об этимологическом толковании терминов varna и jati, в сб.: История и культура Древней Индии, М., 1963; Г. Г. Котовский, Соц.-экономич. содержание проблемы "неприкасаемых", Уч. зап. Ин-та востоковедения, т. 5, 1953); Касты в Индии. Сб. ст., М., 1965. Лит.: (кроме указ. в статье): Маркс К., Нищета философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 148, 150, 153-54; его же, Введение (Из экономич. рукописей 1857-58 гг.), там же, т. 12, с. 722; его же, Капитал, т. 1, там же, т. 23. Н. Н. Сосина, Г. Г. Котовский (Историография). Москва.

Любой путешественник, решивший посетить Индию, наверняка слышал или читал о том, что население этой страны делится на касты. Ничего подобного в других странах нет, касты считаются чисто индийским феноменом, поэтому каждому туристу просто необходимо познакомиться с этой темой подробнее.

Как появились касты?

По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны:

  1. Уста - брахманы.
  2. Руки - кшатрии.
  3. Бедра - вайшьи.
  4. Ступни - шудры.

Варны - более общее понятие. Их всего 4, тогда как каст может быть великое множество. Все индийские сословия отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и особую пищу. Браки между членами разных варн и каст строго запрещались. Индусы верили, что человеческая душа перерождается. Если кто-то на протяжении всей жизни соблюдал все правила и законы своей касты, в следующей жизни он поднимется на сословие выше. В противном случае он потеряет все, что имел.

Немного истории

Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы. Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает "цвет". В самом слове "каста" заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности. Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения. Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.

Деление на касты в Индии

Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения. Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение. В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:

  1. Брахманы - самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
  2. Кшатрии - воины, знать и правители.
  3. Вайшьи - ремесленники, скотоводы и земледельцы.
  4. Шудры - рабочие, слуги.

Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, - неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.

Характеристики каст

Все касты в Древней Индии характеризуются некоторыми критериями:

  1. Эндогамией, то есть браки могут заключаться только между членами одной касты.
  2. Наследственностью и преемственностью: нельзя перейти из одной касты в другую.
  3. Нельзя трапезничать с представителями других каст. Кроме того, любой физический контакт с ними строго запрещен.
  4. Определенным местом в структуре общества.
  5. Ограниченным выбором профессий.

Брахманы

Брахманы являются представителями наивысшей варны индуистов. Это высшая индийская каста. Основная цель брахманов - учить других и учиться самим, приносить дары богам и делать жертвоприношения. Основной их цвет - белый. В самом начале брахманами были только священнослужители, только в их руках находилось право толковать слово Божье. Благодаря этому данные индийские касты стали занимать самое высокое положение, так как выше был только сам Бог, и только они могли с ним общаться. Позднее к высшей касте стали относить ученых, учителей, проповедников, чиновников.

Мужчинам этой касты нельзя работать в поле, а женщинам можно было заниматься только домашней работой. Брахману нельзя есть еду, приготовленную человеком из другого сословия. В современной Индии более 75% государственных чиновников - представители этой касты. Среди различных подсословий существуют неравные отношения. Но даже самая нищая подкаста брахманов занимает более высокую ступень, чем другие. Убийство представителя высшей касты в Древней Индии - это величайшее преступление. Оно испокон веков каралось смертной казнью в жестокой форме.

Кшатрии

В переводе "кшатрии" означает "властные, благородные". К ним относятся дворяне, военнослужащие, управляющие, цари. Главная задача кшатрия - защита слабых, борьба за справедливость, закон и порядок. Это вторая по значимости варна, представляющая индийские касты. Данное сословие поддерживало свое существование благодаря взиманию минимальных налогов, пошлин и штрафов с подчиненных. Раньше воины имели особые права. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении представителей других каст, кроме брахманов, включая казнь и убийство. Современные кшатрии - это военные, представители правоохранительных органов, руководители предприятий и фирм.

Вайшьи и шудры

Главная задача вайшьи - это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их - желтый. Это основное население страны. В современной Индии - это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.

Представители низшей касты в Индии - это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет - черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр - прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время - это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.

Неприкасаемые

К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, - это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.

Самый худший человек - это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения - парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

Современная Индия

Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде. Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.

Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.

Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.