Физика элементарных частиц. Элементарные частицы и их свойства Элементарные частицы и их поля конспект

Класс: 11

Класс : 11

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Метод обучения: лекция

Форма деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная

Цель урока: расширить представление учащихся о строении вещества; рассмотреть основные этапы развития физики элементарных частиц; дать понятие об элементарных частицах и их свойствах.

Задачи урока:

  • Образовательная : познакомить учащихся с понятием - элементарная частица, с типологией элементарных частиц, а так же с методами исследования свойств элементарных частиц;
  • Развивающая : развивать познавательный интерес учащихся, обеспечивая посильное вовлечение их в активную познавательную деятельность;
  • Воспитательная : воспитание общечеловеческих качеств - осознанности восприятия научных достижений в мире; развития любознательности, выдержки.

Оборудование к уроку:

Дидактические материалы: материал учебника, карточки с тестами и с таблицами

Наглядные пособия: презентация

1. Организация начала урока.

Деятельность учителя: взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Организация внимания и включение учащихся в деловой ритм работы.

организация внимания и включение в деловой ритм работы.

2. Подготовка к основному этапу занятия.

Деятельность учителя: сегодня мы приступим к изучению нового раздела "Квантовой физики" - "Элементарные частицы". В этой главе речь пойдет о первичных, неразложимых далее частицах, из которых построена вся материя, об элементарных частицах.

Существование элементарных частиц физики обнаружили при изучении ядерных процессов, поэтому вплоть до середины XX века физика элементарных частиц была разделом ядерной физики. В настоящее время физика элементарных частиц и ядерная физика являются близкими, но самостоятельными разделами физики, объединенными общностью многих рассматриваемых проблем и применяемыми методами исследования.

Главная задача физики элементарных частиц - это исследование природы, свойств и взаимных превращений элементарных частиц.

Она будет являться и нашей главной задачей при изучении физики элементарных частиц.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Деятельность учителя: Тема урока: "Этапы развития физики элементарных частиц". На уроке мы рассмотрим следующие вопросы:

  • История развития представлений о том, что мир состоит из элементарных частиц
  • Что такое элементарные частицы?
  • Каким способом можно получить обособленную элементарную частицу и возможно ли это?
  • Типология частиц.

Представление о том, что мир состоит из фундаментальных частиц, имеет долгую историю. На сегодняшний день выделяют три этапа развития физики элементарных частиц.

Откроем учебник. Ознакомимся с названиями этапов и временными рамками.

Прогнозируемая деятельность ученика:

Этап 1. От электрона до позитрона: 1897 - 1932 гг.

Этап 2. От позитрона до кварков: 1932 - 1964 гг.

Этап 3. От гипотезы о кварках (1964 г.) до наши дней.

Деятельность учителя:

Этап 1.

Элементарный, т.е. простейший, неделимый далее, так представлял себе атом известный древнегреческий ученый Демокрит. Напомню, что слово "атом" в переводе означает "неделимый". Впервые мысль о существовании мельчайших, невидимых частиц, из которых состоят все окружающие предметы, была высказана Демокритом за 400 лет до нашей эры. Наука начала использовать представление об атомах только в начале XIX века, когда на этой основе удалось объяснить целый ряд химических явлений. И в конце этого века было открыто сложное строение атома. В 1911 году было открыто атомное ядро (Э. Резерфорд) и окончательно было доказано, что атомы имеют сложное строение.

Вспомним ребята: какие частицы входят в состав атома и коротко охарактеризуем их?

Прогнозируемая деятельность ученика:

Деятельность учителя: ребята, а может быть, кто-то помнит из вас: кем и в какие годы были открыты электрон, протон и нейтрон?

Прогнозируемая деятельность ученика:

Электрон. В 1898 г. Дж. Томсон доказал реальность существования электронов. В 1909 г. Р. Милликен впервые измерил заряд электрона.

Протон. В 1919 г. Э. Резерфорд при бомбардировке азота - частицами обнаружил частицу, заряд которой равен заряду электрона, а масса в 1836 раз больше массы электрона. Назвали частицу протон.

Нейтрон. Резерфорд так же высказал предположение о существовании частицы, не имеющей заряда, масса которой равна массе протона.

В 1932 г. Д. Чэдвик открыл частицу, о которой предполагал Резерфорд, и назвал её нейтроном.

Деятельность учителя: после открытия протона и нейтрона стало ясно, что ядра атомов, как и сами атомы, имеют сложное строение. Возникла протон-нейтронная теория строения ядер (Д. Д. Иваненко и В. Гейзенберг).

В 30-е годы XIX века в теории электролиза, развитой М. Фарадеем, появилось понятие -иона и было выполнено измерение элементарного заряда. Конец XIX века - помимо открытия электрона, ознаменовался открытием явления радиоактивности (А. Беккерель, 1896 г.). В 1905 году в физике возникло представление о квантах электромагнитного поля - фотонах (А. Эйнштейн).

Вспомним: что называется фотоном?

Прогнозируемая деятельность ученика: Фотон (или квант электромагнитного излучения) - элементарная световая частица, электрически нейтральная, лишенная массы покоя, но обладающая энергией и импульсом.

Деятельность учителя: открытые частицы считали неделимыми и неизменными первоначальными сущностями, основными кирпичиками мироздания. Однако такое мнение просуществовало не долго.

Этап 2.

В 30-е годы были обнаружены и исследованы взаимные превращения протонов и нейтронов, и стало ясно, что эти частицы также не являются неизменными элементарными "кирпичиками" природы.

В настоящее время известно около 400 субъядерных частиц (частицы из которых состоят атомы, которые принято называть элементарными). Подавляющее большинство этих частиц являются нестабильными, (элементарные частицы превращаются друг в друга).

Исключение составляют лишь фотон, электрон, протон и нейтрино.

Фотон, электрон, протон и нейтрино являются стабильными частицами (частицы, которые могут существовать в свободном состоянии неограниченное время), но каждая из них при взаимодействии с другими частицами может превращаться в другие частицы.

Все остальные частицы через определенные промежутки времени испытывают самопроизвольные превращения в другие частицы и это главный факт их существования.

Я упомянула об ещё одной частице - нейтрино. Каковы основные характеристики этой частицы? Кем и когда она была открыта?

Прогнозируемая деятельность ученика: Нейтрино - частица, лишенная электрического заряда и масса покоя его равна 0. О существовании этой частицы предсказал в 1931 г. В. Паули, а в 1955г., частица была экспериментально зарегистрирована. Проявляется в результате распада нейтрона:

Деятельность учителя: нестабильные элементарные частицы сильно отличаются друг от друга по временам жизни.

Наиболее долгоживущей частицей является нейтрон. Время жизни нейтрона порядка 15 мин.

Другие частицы "живут" гораздо меньшее время.

Существует несколько десятков частиц со временем жизни, превосходящим 10 -17 с. По масштабам микромира это значительное время. Такие частицы называют относительно стабильными .

Большинство короткоживущих элементарных частиц имеют времена жизни порядка 10 -22 -10 -23 с.

Способность к взаимным превращениям - это наиболее важное свойство всех элементарных частиц.

Элементарные частицы способны рождаться и уничтожаться (испускаться и поглощаться). Это относится также и к стабильным частицам с той только разницей, что превращения стабильных частиц происходят не самопроизвольно, а при взаимодействии с другими частицами.

Примером может служить аннигиляция (т. е. исчезновение ) электрона и позитрона, сопровождающаяся рождением фотонов большой энергии.

Позитрон - (античастица электрона) положительно заряженная частица, имеющая ту же массу и тот же (по модулю) заряд, что и электрон. О её характеристиках более подробно поговорим на следующем уроке. Скажем только лишь, что существование позитрона было предсказано П. Дираком в 1928 году, а открыл его в 1932 г. в космических лучах К. Андерсон.

В 1937 году в космических лучах были обнаружены частицы с массой в 207 электронных масс, названные мюонами (-мезонами ). Среднее время жизни -мезона равно 2,2 * 10 -6 с.

Затем в 1947-1950 годах были открыты пионы (т. е. -мезоны). Среднее время жизни нейтрального -мезона - 0,87·10 -16 с.

В последующие годы число вновь открываемых частиц стало быстро расти. Этому способствовали исследования космических лучей, развитие ускорительной техники и изучение ядерных реакций.

Современные ускорители необходимы для осуществления процесса рождения новых частиц и изучения свойств элементарных частиц. Исходные частицы разгоняются в ускорителе до высоких энергий "на встречных курсах" и в определенном месте сталкиваются друг с другом. Если энергия частиц велика, то в процессе столкновения рождается множество новых частиц, обычно нестабильных. Эти частицы, разлетаясь из точки столкновения, распадаются на более устойчивые частицы, которые и регистрируются детекторами. Для каждого такого акта столкновения (физики говорят: для каждого события) - а они регистрируются тысячами в секунду! -экспериментаторы в результате определяют кинематические переменные: значения импульсов и энергий "пойманных" частиц, а также их траектории (см. рис. в учебнике). Набрав много событий одного типа и изучив распределения этих кинематических величин, физики восстанавливают то, как протекало взаимодействие и к какому типу частиц можно отнести полученные частицы.

Этап 3.

Элементарные частицы объединяются в три группы: фотоны , лептоны и адроны (Приложение 2).

Ребята перечислите мне частицы, относящиеся к группе фотоны.

Прогнозируемая деятельность ученика: К группе фотонов относится единственная частица - фотон

Деятельность учителя: следующая группа состоит из легких частиц лептонов .

Прогнозируемая деятельность ученика : в эту группу входят два сорта нейтрино (электронное и мюонное), электрон и?-мезон

Деятельность учителя: к лептонам относятся еще ряд частиц, не указанных в таблице.

Третью большую группу составляют тяжелые частицы, называемые адронами . Эта группа делится на две подгруппы. Более легкие частицы составляют подгруппу мезонов .

Прогнозируемая деятельность ученика: наиболее легкие из них - положительно и отрицательно заряженные, а также нейтральные -мезоны. Пионы являются квантами ядерного поля.

Деятельность учителя: вторая подгруппа - барионы - включает более тяжелые частицы. Она является наиболее обширной.

Прогнозируемая деятельность ученика: самыми легкими из барионов являются нуклоны - протоны и нейтроны.

Деятельность учителя: за ними следуют так называемые гипероны. Замыкает таблицу омега-минус-гиперон, открытый в 1964 г.

Обилие открытых и вновь открываемых адронов навела ученых на мысль, что все они построены из каких-то других более фундаментальных частиц.

В 1964 г. американским физиком М. Гелл-Маном была выдвинута гипотеза, подтвержденная последующими исследованиями, что все тяжелые фундаментальные частицы - адроны - построены из более фундаментальных частиц, названных кварками.

Со структурной точки зрения элементарные частицы, из которых состоят атомные ядра (нуклоны), и вообще все тяжелые частицы - адроны (барионы и мезоны) - состоят из еще более простых частиц, которые принято называть фундаментальными. В этой роли по-настоящему фундаментальных первичных элементов материи выступают кварки, электрический заряд которых равен +2/3 или -1/3 единичного положительного заряда протона.

Самые распространенные и легкие кварки называют верхним и нижним и обозначают, соответственно, u (от английского up) и d (down). Иногда их же называют протонным и нейтронным кварком по причине того, что протон состоит из комбинации uud, а нейтрон - udd. Верхний кварк имеет заряд +2/3; нижний - отрицательный заряд -1/3. Поскольку протон состоит из двух верхних и одного нижнего, а нейтрон - из одного верхнего и двух нижних кварков, вы можете самостоятельно убедиться, что суммарный заряд протона и нейтрона получается строго равным 1 и 0.

Две другие пары кварков входят в состав более экзотических частиц. Кварки из второй пары называют очарованным - c (от charmed) и странным - s (от strange).

Третью пару составляют истинный - t (от truth, или в англ. традиции top) и красивый - b (от beauty, или в англ. традиции bottom) кварки.

Практически все частицы, состоящие из различных комбинаций кварков, уже открыты экспериментально

С принятием гипотезы кварков удалось создать стройную систему элементарных частиц. Многочисленные поиски кварков в свободном состоянии, производившиеся на ускорителях высоких энергий и в космических лучах, оказались безуспешными. Ученые считают, что одной из причин не наблюдаемости свободных кварков являются, возможно, их очень большие массы. Это препятствует рождению кварков при тех энергиях, которые достигаются на современных ускорителях.

Однако в декабре 2006 года по лентам научных информагентств и СМИ прошло странное сообщение об открытии "свободных топ-кварков".

4. Первичная проверка понимания.

Деятельность учителя: итак, ребята, мы рассмотрели с вами:

  • основные этапы развития физики элементарных частиц
  • выяснили, какую частицу называют элементарно
  • познакомились с типологией частиц.

На следующем уроке мы рассмотрим:

  • более подробную классификацию элементарных частиц
  • виды взаимодействий элементарных частиц
  • античастицы.

А сейчас я предлагаю вам выполнить тест, чтобы оживить в памяти основные моменты изученного нами материала (Приложение 3).

5. Подведение итогов занятия.

Деятельность учителя: Выставление оценок наиболее активным учащимся.

6. Домашнее задание

Деятельность учителя:

1. пр. 115, стр. 347

2. конспект параграфа по плану, записанному на уроке.

План-конспект урока

по теме

«Понятие

об элементарных частицах»

(11 класс)

Учитель физики

Черпита Валерий Николаевич

ГБОУ Школа 2051

города Москвы

Понятие об элементарных частицах.

Классификация элементарных частиц.

/data/files/u1514922328.pptx (Презентация к уроку по теме "Понятие об элемент частицах")

Задачи урока: ознакомить учащихся с элементарными частицами как единственными представителями материи на уровне меньших 10 ¯ ¹⁵ м пространственных размеров и расстояний; раскрыть общие свойства элементарных частиц, дать их классификацию.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Методы и приемы

Введение: постановка учебных проблем урока

3 - 5

Рассказ и формулировка учителя

Изучение нового материала: понятие об элементарных частицах, классификация частиц, кварки и др.

30 - 35

Рассказ учителя с использованием элементов беседы. Работа с учебником. Хрестоматийный материал. Таблица. Записи в тетради

Подведение итогов, выделение главного. Домашнее задание

5 - 7

Беседа по вопросам. Формулировка выводов

1. На протяжении курса физики учащиеся не раз встречались с элементарными частицами. Уже на первой ступени изучались электроны; далее понятие электрона использовалось во многих случаях. В квантовой физике учащиеся узнали о протоне и нейтроне.

Заключительные уроки могут быть проведены в форме школьных лекций, включающих элементы беседы, краткие выступления учащихся по отдельным вопросам. Для поддержания познавательной активности учащихся на уроке нужно обеспечить смену их деятельности, сочетать информационный материал (рассказ, сообщение) с репродуктивным (ответы на вопросы, самостоятельная работа с учебником) и проблемным (постановка проблемы, выдвижение гипотез и т.д.). При подготовке уроков следует позаботиться о средствах наглядности, подготовить таблицы, фотографии треков и т.д. Для многократного применения вводимых понятий времени в курсе уже нет, поэтому следует возможно больше связывать новое с раннее изученным.

2. Изложение нового материала. По мере углубления в строение вещества наука открыла молекулы, атомы, выяснила, что атом состоит из ядра и электронов, наконец, установила сложное строение ядра, в которое входят протоны и нейтроны.

Если мы будем рассматривать строение вещества с учетом этих сведений, то в микромире на уровне малых расстояний, порядка 10¯¹ - 10¯¹ м, можно заключить, что вещество состоит из протонов, нейтронов и электронов. Но материя представлена в природе не только веществом, но и электромагнитным полем. Электромагнитное поле также состоит из микрочастиц - фотонов.

Микрочастица - фотоны, электроны, протоны, нейтроны - называются элементарными частицами. Слово «элементарная» означает простейшая, лежащая в основе материи: все материальные объекты - тела, поля - состоят из этих частиц. При введении этого термина предполагалось, что внутренняя структура у элементарных частиц отсутствует, т.е. они более не из ничего не состоят. Сейчас понятие об элементарности уточнено, о чем будет сказано ниже.

В настоящее время открыто более 400 микрочастиц, по размерам, массе, электрическому заряду (и некоторым другим свойствам) близких к перечисленным выше. Все они также называются элементарными.

Характерная особенность большинства элементарных частиц - их нестабильность . Все частицы, кроме фотонов в пустоте, электронов, протонов, нейтронов (в ядре) и частиц нейтрино, самопроизвольно распадаются, превращаясь в конце концов в стабильные. Эти процессы подобны радиоактивному распаду ядер. Среднее время жизни нестабильных элементарных частиц чрезвычайно мало долгоживущими или относительно стабильными считаются частицы, время жизни которых 10 ¯ - 10 ¯ ¹⁴ с, а имеются и частицы, живущие всего 10 ¯ ²² - 10 ¯ ²³ с.

Нейтрон вне ядра также неустойчив: среднее время жизни его 16 мин, но по сравнению с временем жизни короткоживущих частиц это очень большой срок.

Понятно, что если Вселенная когда-то возникла, то за время ее существования до наших дней все нестабильные элементарные частицы распались бы, превратились бы в стабильные или исчезли бы, отдав свою энергию тепловому движению стабильных частиц вещества. Откуда же берутся короткоживущие частицы? Их открыли и получают как в ядерных реакциях, так и в различных реакциях со стабильными элементарными частицами. Реакция происходит, когда одна элементарная частица сталкивается с другой или самопроизвольно распадается. В результате реакции образуются новые частицы, происходит взаимное превращение частиц.

В качестве примера реакции распада приведем следующую реакцию:

n p + e ¯+ ,

где нейтрон распадается на протон, электрон и антинейтрино.

Антинейтрино и нейтрино - это частицы с очень малой массой покоя, в тысячи раз меньшей самой легкой частицы - электрона. Они электронейтральны. Нейтрино - стабильная частица. Долгое время, посте теоретического предсказания, действия нейтрино не удавалось зафиксировать на опыте. Наконец в 1956 году была осуществлена реакция

p + n + e ˖

в которой образовался нейтрон и положительно заряженный электрон - позитрон.

Позитрон обнаруживается в опыте, встречаясь с электроном, - он «исчезает» вместе с электроном:

e ˖ + e ¯ → 2 y

Реакция называется аннигиляцией электронно-позитивной пары; в результате образуются два фотона, которые фиксируются специальными счетчиками.

Взаимная превращаемость элементарных частиц при взаимодействиях - вторая их особенность.

Третья, присущая всем элементарным частицам особенность - наличие у каждой частицы двойника - античастицы. Если частица электрически заряжена, то античастица несет противоположный по знаку заряд. Но существуют античастицы и у незаряженных частиц. При встрече взаимодействие частицы и античастицы приводит к их аннигиляции, т.е. к исчезновению, к превращению в фотоны или другие частицы. В настоящее время античастицы обнаружены почти для всех известных частиц, в том числе получен антипротон, антинейтрон. Получен даже атом, состоящий из античастиц, - антигелий, так что в принципе можно говорить о возможности существования антивещества. Соединение вещества с антивеществом должно привести к переходу вещества в поле, к аннигиляции вещества в рамках законов сохранения энергии, импульса, электрического заряда; при этом выделяется энергия, эквивалентная массе покоя mc ². Но в настоящее время известно, что Вселенная состоит только из вещества, а антивещества в ней нет, как нет или очень мало стабильных античастиц.

Далее следует дать классификацию элементарных частиц с подразделением всех частиц по массе на классы: лептоны, мезоны, барионы. При рассмотрении и анализе таблицы элементарных частиц обращаем внимание на их характеристики: массы, заряды, время жизни. Сообщаем, что в таблицу помещены основные частицы - стабильные и относительно стабильные. Множество нестабильных частиц - мезонов и барионов, называемых резонансами , - в таблицу не помещено.

Обсуждаем размеры частиц. По современным данным, фотоны и лептоны не обнаруживают в опытах протяженности и внутренней структуры. В этом отношении их можно отнести к истинно элементарным (первичным) частицам. Мезоны и барионы имеют размеры порядка 10 ¯ ¹⁵ м. Опыты по рассеянию на них электронов очень высокой энергии, подобные опытам Резерфорда, приводят к выводу о наличии внутренней структуры мезонов и барионов. Можно сказать, что они не элементарны, а состоят из субэлементарных частиц, получивших название кварки .

Мы не затрагиваем при изучении элементарных частиц второе макроскопическое поле, существующее в природе,- гравитационное. Теоретически установлено, что на микроуровне оно состоит из квантов поля, называемых гравитонами . Это, как и фотоны, частицы без массы покоя я заряда. Однако гравитон экспериментально не обнаружен.

3. Подведение итогов. Рефлексия

Домашнее задание

  • Развивающие:
  • Воспитательные:

Тип урока

Оборудование урока


«Bakotin»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хлебородненская средняя общеобразовательная школа

Бакотин Роман Владимирович

с. Хлебородное, 2015

Цели урока:

    Образовательные : систематизировать знания о строении атома, ввести понятия о новых элементарных частицах, обосновать взаимосвязь этапов развития физики элементарных частиц.

    Развивающие: проверить уровень самостоятельного мышления школьника при работе с учебником, справочником; сформировать элементы творческого поиска.

    Воспитательные: показать значение работ Э. Резерфорда, А.Ф. Иоффе для современной науки, воспитывать культуру логического мышления, формировать коммуникативные навыки работы в группах.

Тип урока : комбинированный (с использованием ИКТ)

Оборудование урока : компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, портреты физиков (либо их фотографии в презентации).

Ход урока

    Введение в тему урока.

Слайд 1 (Приложение 1)

В.Я.Брюсов. Мир электрона

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

И память сорока веков!

Вселенная, где сто планет;

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же

Там та же мировая спесь…

Учитель: Давайте проанализируем стихотворение В. Я. Брюсова и ответим на вопросы

    О чем сегодня мы будем говорить?

    Как представляет поэт строение электрона?

    Как это согласуется с современными представлениями об электроне?

Учитель: Да, мы сегодня повторим наши знания о строении вещества, а также проведем сравнительный анализ этапов развития физики элементарных частиц.

    Проверка домашнего задания

1. 1. Устный опрос

Слайд 2 (Приложение 1)

    Из каких частиц состоит атом?

    Каков размер атома?

1.2 Работа с кроссвордом

Кроссворд (Приложение 2)

1.3 Работа с карточками

Каждая группа выбирает карточку с биографией ученых (сообщения о Резерфорде, Томсоне, Иоффе – Приложение 3, 4, 5 ). Необходимо сообщить, чем прославились данные ученые в области атомной физики.

    Изучение нового материала.

Учитель: Как нам уже известно, термин «АТОМ» был предложен Демокритом еще в глубокой древности. Современные исследования не только подтвердили его предположение, но и значительно расширили сведения о строении вещества.

Данные исследования в этой области можно разделить на три этапа. Каждый из них нес собой свою особенность и принципиальное значение.

      Работа с учебником

Каждая группа берет по одному этапу, знакомится с ним и маркером на большом листе бумаги составляют таблицу.

Примерная таблица может содержать следующие графы (на выбор учащихся)

      Работа с физическим словарем

Отдельно выписываем в словарь неизвестные термины, которые нужно будет объяснить для других групп (примерные термины СТРАННОСТЬ, АДРОНЫ, КВАРКИ, ЛЕПТОНЫ).

      Сообщения по изученному материалу (проводиться в порядке следования этапов)

На доске представляют три плаката с таблицами, о каждом из которых необходимо дать сообщение.

      Работа с тетрадью

    Необходимо рассмотреть предлагаемые таблицы.

    Скорректировать их.

    Записать в тетрадь.

Обобщенная (скорректированная) таблица может быть представлена на слайде.

Слайд 3 (Приложение 1)

ПРИМЕР таблицы.

Продолжительность этапа

Название этапа

Основное содержание

От электрона до позитрона

От позитрона до кварков

1964-….. до наших дней

    Рефлексия.

Слайд 4 (Приложение 1)

Вопросы для закрепления:

    Домашнее задание.

Параграф 93. Стр 224-227 Составить вопросы к параграфу

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

1.Вещество, не проводящее электричество. 2 и 6. Ученые, опыты которых доказали существование и позволили измерить заряд электрона. 3. Сообщение телу электрического заряда. 4 и 5. Частицы, из которых состоит ядро атома. 7. Атом, потерявший или присоединивший один или несколько электронов. 8. Прибор, служащий для обнаружения заряда. 9. Одно из веществ, испускающих α-частицы.

По вертикали в выделенных клетках: ученый, опыт которого лежит в основе ядерной модели строения атома.

Ответы на кроссворд. По горизонтали: 1. Диэлектрик. 2.Милликен. 3. Электризация. 4.Нейрон. 5. Протон. 6. Иоффе. 7. Ион. 8. Электроскоп. 9.Радий. По вертикали: Резерфорд.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Биография Эрнеста Резерфорда

Резерфорд Эрнест (1871-1937), английский физик, один из создателей учения о радиоактивности и строении атома, основатель научной школы.

Родился 30 августа 1871 г. в городе Спринг – Броув (Новая Зеландия) в семье шотландских эмигрантов. Отец работал механиком и фермером-льноводом, мать - учительницей. Эрнест был четвёртым из 12 детей Резерфордов и самым талантливым.

Уже при окончании начальной школы, как первый ученик, он получил премию в 50 фунтов стерлингов для продолжения образования. Благодаря этому Резерфорд поступил в колледж в Нельсоне (Новая Зеландия). После окончания колледжа юноша сдал экзамены в Кентерберийский университет и здесь серьёзно занялся физикой и химией.

Он участвовал в создании научного студенческого общества и сделал в 1891 г. доклад на тему «Эволюция элементов», где впервые прозвучала идея о том, что атомы - сложные системы, построенные из одних и тех же составных частей.

В период, когда в физике господствовала идея Дж. Дальтона о неделимости атома, эта мысль показалась абсурдной, и молодому учёному даже пришлось извиняться перед коллегами за «явную чепуху».

Правда, через 12 лет Резерфорд доказал свою правоту. После окончания университета Эрнест стал учителем средней школы, но это занятие было ему явно не по душе. К счастью, Резерфорду - лучшему выпускнику года - присудили стипендию, и он отправился в Кембридж - научный центр Англии - для продолжения занятий.

В Кавендишской лаборатории Резерфорд создал передатчик для радиосвязи в радиусе 3 км, но отдал приоритет на его изобретение итальянскому инженеру Г. Маркони, а сам приступил к изучению ионизации газов и воздуха. Учёный заметил, что урановое излучение имеет две составляющие - альфа- и бета-лучи. Это было открытием.

В Монреале при изучении активности тория Резерфорд открыл новый газ - радон. В 1902 г. в работе «Причина и природа радиоактивности» учёный впервые высказал мысль о том, что причиной радиоактивности является самопроизвольный переход одних элементов в другие. Он установил, что альфа-частицы заряжены положительно, их масса больше массы атома водорода, а заряд приблизительно равен заряду двух электронов, и это напоминает атомы гелия.

В 1903 г. Резерфорд стал членом Лондонского королевского общества, а с 1925 по 1930 г. занимал пост его президента.

В 1904 г. вышел фундаментальный труд учёного «Радиоактивные вещества и их излучения», который стал энциклопедией для физиков-ядерщиков. В 1908 г. Резерфорд стал нобелевским лауреатом за исследования радиоактивных элементов. Руководитель физической лаборатории в Манчестерском университете, Резерфорд создал школу физиков-ядерщиков, своих учеников.

Вместе с ними он занимался исследованием атома ив 1911 г. окончательно пришёл к планетарной модели атома, о чём написал в статье, вышедшей в майском номере «Философского журнала». Модель приняли не сразу, она утвердилась только после её доработки учениками Резерфорда, в частности Н. Бором.

Умер учёный 19 октября 1937 г. в Кембридже. Как и многие великие люди Англии, Эрнест Резерфорд покоится в соборе Святого Павла, в «Уголке науки», рядом с Ньютоном, Фарадеем, Дарённом, Гершелем.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»

Биография Джорджа Томсона

Английский физик Джордж Паджет Томсон родился в Кембридже 3 мая 1892 г. в семье ученого-физика. Вступил в Тринити-Колледж 1910 г., он уже в следующем году стал старшекурсником и 1914 г. получил первые награды по математике и естественным наукам. Закончив тогда же университет со степенью бакалавра, он стал стипендиатом-исследователем и преподавателем математики в Корпус-кристи-колледже Кембриджа, работая здесь вплоть до 1922 г.

Во время войны Джордж Томсон служил во Франции лейтенантом, а потом вернулся в Англию, где на протяжении четырех лет работал над усовершенствованием самолетостроения. Научившись летать, Томсон написал свой первый учебник «Прикладная аэродинамика» (1919).

1922 г. Джордж Томсон стал профессором натурфилософии Абердинского университета Шотландии и пребывал в этой должности до 1930 г., когда его назначили профессором физики Империал колледжа Лондона. 1952 г. он возвращается в Кембридж как руководитель Корпус-кристи-колледжа, где и остается вплоть до выхода в отставку 1962 г. Именно в Абердине он сделал свой наиболее значительный взнос в теоретическую физику.

Основные работы Джорджа Томсона касаются атомной и ядерной физики, квантовой механики, аэродинамики, электрических разрядов в газах. Независимо от К.Девиссона он открыл явление дифракции электронов, чем экспериментально доказал волновую природу электрона. Джордж Томсон также исследовал геометрию электрономограм, теорию рассеяния.

Джордж Томсон и Девиссон поделили 1937 г. Нобелевскую премию по физике «за экспериментальное открытие дифракции электронов на кристаллах».

После 1937 г. Джордж Томсон неоднократно был научным советником британского Министерства авиации. 1941 г. возглавляемый им комитет передал британскому правительству вывод, в котором производство атомной бомбы признавалось осуществимым. Эта рекомендация повлияла на решение Великобритании принять участие в Манхеттенском проекте. После Второй мировой войны Джордж Томсон принимал активное участие в роботах по управляемому термоядерному синтезу. Он активно поддерживал международное сотрудничество по развитию атомной энергии в мирных целях. Свой последний взнос в физику он сделал 1951 г., когда исследовал космические частички в космических лучах.

Джорджу Томсону было 1943 г. предоставлено дворянство. Среди его многочисленных наград - медаль Хъюза (1939) и Королевская медаль (1949) Лондонского королевского общества, медаль Франклина (1960) и Фарадея (1960) Института инженеров электротехники и электроники. Он был иностранным членом Американской академии наук и искусств, Лиссабонской академии наук, а также членом-корреспондентом Австрийской академии наук.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»

Биография Абрам Фёдорович Иоффе

А.Ф. Иоффе родился 29 октября 1980 г. в небольшом городке Ромны Полтавской губернии. В Ромнах не было гимназии - имелось лишь мужское реальное училище., в которое он и поступил. Примечательно, что его одноклассником оказался С.П. Тимошенко - впоследствии крупный механик, иностранный член АН СССР. Физикой Иоффе заинтересовался еще в училище. Он часто подчеркивал, что произошло это не благодаря влиянию учителей, а, скорее, ему вопреки: уровень преподавания в училище был очень низким, учителя были прежде всего вероподдаными чиновниками.

Как известно, до революции для поступления в университеты необходимо было знание древних языков, которые преподавались только в гимназиях. Поэтому по окончании реального училища А.Ф. Иоффе остановил свой выбор на Петербургском технологическом институте, в котором, по его мнению, в наибольшей степени можно было научиться физике. В этом институте преподавали выдающиеся ученые, в частности И.И. Боргман, Н.А. Гезехус, Б. Л. Розинг и др. Наряду с физикой, Иоффе много работал в области ее биологических приложений, что в конце ХІХ - начале ХХ в. Было более чем необычно. Хотя в научном плане эти исследования и не дали какого-либо существенного выхода, они укрепили его в убеждении о плодотворности приложения физики к проблемам биологии.

В Технологическом институте Иоффе занимался еще и чисто инженерными работами, в основном во время летней практики.

По окончании Технологического института (1902 г.) А.Ф. Иоффе, заручившись рекомендациями Н.А. Гезехуса и директора Палаты мер и весов профессора Н.Е. Егорова, направился в Мюнхен, где в те годы работал В.К. Рентген.

В годы работы в лаборатории Рентгена (1903-1906) А.Ф. Иоффе выполнил ряд крупных исследований. К их числу нужно отнести прецизионный эксперимент по определению «энергетической мощности» радия.

Работы А.Ф. Иоффе по механическим и электрическим свойствам кристаллов, выполненные в мюнхенские годы, носили систематический характер. В процессе их проведения на примере кристаллического кварца им был изучен и правильно объяснен эффект упругого последействия.

Изучение электрических свойств кварца, влияния на проводимость кристаллов рентгеновских лучей, ультрафиолетового и естественного света привели А.Ф. Иоффе к открытию внутреннего фотоэффекта, выяснению пределов применимости закона Ома для описания прохождения тока через кристалл и исследованию своеобразных явлений, разыгрывающихся в приэлектродных областях.

Все эти работы Иоффе закрепили за ним репутацию физика, глубоко вдумывающегося в механизмы изучаемых им процессов и с исключительной точностью проводящего опыты, расширяющие представления об атомно- электронных явлениях в твердых телах.

А.Ф. Иоффе, отказавшись от лестного предложения Рентгена остаться в Мюнхене - для продолжения исследований и преподавательской работе в Мюнхенском университете, после блестящей защиты там в 1905 г. Докторской диссертации.

С 1906 г. А.Ф. Иоффе начал работу в должности старшего лаборанта в Петербургском политехническом институте. В физической лаборатории института, которую возглавлял В.В. Скобельцын, Иоффе в 1906-1917 гг. Были выполнены блестящие работы по подтверждению эйнштейновской квантовой теории внешнего фотоэффекта, доказательству зернистой природы электронного заряда, определению магнитного поля катодных лучей (магистерская диссертация Петербургский университет, 1913 г.). Наряду с этим А.Ф. Иоффе продолжил и обобщал в докторской диссертации (Петроградский университет, 1915 г.) начатые еще в Мюнхене исследования по упругим и электрическим свойствам кварца и некоторых других кристаллов. Академия наук, в 1914 г. Наградила А.Ф. Иоффе премией им. С.А. Иванова.

К этим важнейшим циклам исследований А.Ф. Иоффе, добавим еще два: Одно из них - теоретическая работа ученого, посвященная тепловому излучению, в которой получили дальнейшее развитие классические исследования М. Планка.

Другая работа, также была выполнена им в физической лаборатории Политехнического института в соавторстве с преподавателем этого института М. В. Миловидовой-Кирпичевой. В работе исследовалась электропроводность ионных кристаллов. Результаты исследований по электропроводности ионных кристаллов были впоследствии, уже после окончания первой мировой войны, с блеском доложены А.Ф. Иоффе на сольвеевском конгрессе 1924 г., вызвали

оживленную дискуссию у его знаменитых участников, и получили их полное признание.

В 1926 г. Я.И. Френкель, основываясь на экспериментах А.Ф. Иоффе и М. В. Миловидовой-Кирпичевой о тепловой диссоциации решетки, развил кинетическую теорию явлений переноса в твердых телах и разработал в 1933 г. дырочную теорию электропроводности полупроводников.

Наряду с интенсивной исследовательской работой, А.Ф. Иоффе много сил и времени уделял преподаванию. Он читал лекции не только в Политехническом институте, профессором которого стал в 1915 г., но также на известных в городе курсах П.Ф. Лесгафта, в Горном институте и в университете. Однако самым главным в этой деятельности Иоффе била

организация в 1916 г. семинара по новой физике при Политехническом институте. Именно в эти годы А.Ф. Иоффе -сначала участник, а потом и руководитель семинара - выработал тот замечательный стиль ведения такого рода собраний, который создал ему заслуженную известность и характеризовал его как главу школы. Семинар Иоффе в Политехническом институте по праву считается важнейшим центром кристаллической физики.

Разработку планов физико-технического отдела будущего Государственного рентгенологического и радиологического института взял на себя А.Ф. Иоффе. Этот институт был создан 23 сентября 1918 г., а в 1921 г., его физико-технический отдел выделился в самостоятельный Государственный физико-технический рентгенологический институт (ФТИ), который более трех десятилетий и возглавлял А.Ф. Иоффе.

Наряду с созданием ФТИ, А.Ф. Иоффе принадлежит заслуга организации в 1919 г. при Политехническом институте факультета нового типа: физико-механического, деканом которого он также был более 30 лет.

Научная работа А.Ф. Иоффе была сосредоточена в стенах ФТИ, одной из лабораторий которого он неизменно заведовал, хотя тематика ее исследований, как и название, претерпели изменения. В 20-е годы основным направлением работы было изучение механических и электронных свойств твердого тела.

Начало 30-х годов ознаменовалось переходом ФТИ на новую тематику. Одним из основных направлений стала ядерная физика. А.Ф. Иоффе непосредственно ею и занимался, но наблюдая стремительный подъем этой области физики, быстро оценил ее грядущую роль в дальнейшем прогрессе науки и техники. Поэтому с конца 1932 г. физика ядра прочно вошла в тематику работ ФТИ.

С начала 30-х годов собственная научная работа А.Ф. Иоффе сосредоточилась на другой проблеме - проблеме физики полупроводников, и его лаборатория в ФТИ стала лабораторией полупроводников.

В 1950 г. А.Ф. Иоффе разработал теорию, на основе которой были сформулированы требования к полупроводниковым материалам, используемым в термобатареях и обеспечивающим получение максимального значения их КПД. Вслед за этим в 1951 г. Л.С. Стильбансом под руководством А.Ф. Иоффе и Ю.П. Маслаковца был разработан первый в мире холодильник. Это послужило началом развития новой области техники - термоэлектрического охлаждения. Соответствующие холодильники и термостаты широко применяются ныне во всем мире для решения ряда задач в радиоэлектронике, приборостроении, медицине, космической биологии и других областях науки и техники.

Последние годы жизни А.Ф. Иоффе прошли под знаком радостного творчества в стенах вновь созданного им Института полупроводников. Начиная с 1954 г. число публикаций маститого ученого в научных журналах, отражавшего его научную активность, резко возросло. Его работоспособность не могла не вызывать удивление и восхищение. Недаром одну из книг А.Ф. Иоффе на тему по термоэлектричеству назвали «библией по

термоэлектричеству».

Абрам Федорович скончался 14 октября 1960 г. , две недели не дожив до своего 80-летия. Но благодаря своим выдающимся способностям физика и организатора науки, благодаря высоким личным качествам Абрам Федорович Иоффе сумел создать в стенах ФТИ исключительно благоприятную почву для быстрого созревания талантов. В этом его непреходящая заслуга перед Родиной и наукой.

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»


"Три этапа в развитии

физики

элементарных частиц"

Бакотин Роман Владимирович

с. Хлебородное, 2015


В.Я.Брюсов. Мир электрона

Быть может, эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет;

Там все, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но все та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь …


  • Какие частицы мы называем элементарными?
  • Назовите элементарные частицы?
  • Из каких частиц состоит атом?
  • Какие ученые давали свои прогнозы на строение атома?
  • Суть теории Томсона и Резерфорда?
  • Каков размер атома?

Продолжительность этапа

Название этапа

Основное содержание

От электрона до позитрона

Превращения в мире – это простая перестановка атомов. Все в мире изменяется кроме самих атомов, которые остаются неизменными. Открыто строение атомов, был выделен электрон, как составная часть атома.

От позитрона до кварков

1964-….. до наших дней

Все элементарные частицы превращаются друг в друга. Эти превращения главный факт их существования. Элементарные частицы- это первичные неделимые далее частицы, из которых построена вся материя. Но неделимость не означает отсутствие у них внутренней структуры.

От гипотезы о кварках до современности

Открытие группы «странных», «очарованных» частиц, резонансов. Открытие «кварков» их количества и дробности заряда.


  • Какие новые частицы вы сегодня узнали?
  • Сколько этапов в физике элементарных частиц можно выделить?
  • Существуют ли предпосылки к появлению четвертого этапа?

Мир элементарных частиц

Урок в 11 классе

Цель урока:

Образовательные:

Познакомить учащихся со структурой элементарных частиц, с особенностями сил и взаимодействия внутри ядра; научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать информацию; воспитывать эмоционально-ценностные отношения к миру

Развивающие:

Продолжить развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы.

Развивать любознательность, умения применять знания и опыт в различных ситуациях.

Воспитательные:

Развитие навыков интеллектуальной коллективной работы; воспитание основ нравственного самосознания (мысль: ответственность ученого, первооткрывателя за плоды своих открытий);

Пробудить у учащихся интерес к научно – популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений.

Цель урока:

Создать условия для развития интеллектуальной и коммуникативной компетентностей, в которых ученик сможет:

Назвать основные виды элементарных частиц;

Осмыслить многозначность современной стандартной модели мира;

Сформулировать свои представления об истории развития элементарных частиц;

Проанализировать роль развития элементарной физики;

Классифицировать элементарные частицы по их составу;

Задуматься о необходимости иметь собственную позицию, толерантно относиться к иной точке зрения;

Проявлять бесконфликтное общение при работе в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы урока: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, рабочая тетрадь ученика, персональный компьютер.

Этапы урока

Время, мин.

Методы и приемы

1 .Организационное введение. Постановка учебной проблемы.

Запись темы урока. Рассказ учителя.

2. Актуализация знаний (презентация ученика)

Рассказ учащегося о имеющихся знаниях, предпосылки изучения нового.

3. Изучение нового материала (презентация учителя)

Рассказ учителя с использованием слайдов. Наблюдение. Беседа. Рассказ ученика с использованием слайдов.

4. Отработка изученного материала. Закрепление.

Закрепление по опорному конспекту и

работа с учебником. Ответы на контрольные вопросы.

5. Подведение итогов. Домашнее задание

Выделение главного учителем, учениками.

Ход урока

    Организационный момент урока (приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку)

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим различные взгляды на устройство мира, из каких именно частиц состоит всё то, что нас окружает. Урок будет похож на лекцию, и от вас, в основном, требуется внимание.

В начале урока я хочу предложить вашему вниманию историю возникновения учения о частицах.

2. Актуализация знаний.(Презентация Алексахиной В. «История развития знаний о частицах»)

Слайд 2 . Античный атомизм – это представления о строении мира учеными античности. По представлениям Демокрита, атомы были вечными, неизменными, неделимыми, отличающимися по форме и размерам частицами, которые, соединяясь и разъединяясь, образовывали различные тела.

Слайд 3. Благодаря открытию учеными Дираком, Галилеем и Ньютоном принципа относительности, законов динамики, законов сохранения, закона всемирного тяготения, в 17 веке атомистика древних претерпела значительные изменения и в науке утвердилась механическая картина мира , в основе которой лежало гравитационное взаимодействие – ему подвержены все тела и частицы, не зависимо от заряда.

Слайд 4. Знания, накопленные при изучении электрических, магнитных и оптических явлений, привели к необходимости дополнения и развития картины мира. Таким образом, в 19 веке и до начала 20 века стала господствовать электродинамическая картина мира . В ней рассматривалось уже два типа взаимодействия – гравитационное и электромагнитное. Но им не удалось объяснить только тепловое излучение, устойчивость атома, радиоактивность, фотоэффект, линейчатый спектр.

Слайд 5. В начале 20 века появилась идея квантования энергии, которую поддерживали Планк, Эйнштейн, Бор, Столетов, а также корпускулярно-волновой дуализм Луи де Бройля. Эти открытия ознаменовали появление квантово-полевой картины мира , в которой добавилось ещё и сильное взаимодействие. Началось активное развитие физики элементарных частиц.

3. Изучение нового материала

До тридцатых годов 20 века устройство мира представлялось ученым в самом простом виде. Они считали, что «полный набор» частиц, из которых состоит все вещество – это протон, нейтрон и электрон. Поэтому их назвали элементарными. К этим частицам относят и фотон – переносчик электромагнитных взаимодействий.

Слайд 6. Современная стандартная модель мира:

Материя состоит из кварков, лептонов и частиц – переносчиков взаимодействия.

Для всех элементарных частиц есть вероятность обнаружить античастицы.

Корпускулярно-волновой дуализм. Принципы неопределённости и квантования.

Сильные, электромагнитные и слабые взаимодействия описываются теориями великого объединения. Остается необъединенная гравитация.

Слайд 7. Ядро атома состоит из адронов, которые состоят из кварков. Адроны – частицы, участвующие в сильном взаимодействии.

Классификация адронов: Мезоны состоят из одного кварка и одного антикварка Барионы состоят из трёх кварков – нуклонов (протоны и нейтроны) и

гиперонов.

Слайд 8. Ква́рки - фундаментальные частицы, из которых состоят адроны. В настоящее время известно 6 разных сортов (чаще говорят - ароматов) кварков. Кварки удерживает сильное взаимодействие, участвуют в сильных, слабых и электромагнитных. Обмениваются между собой глюонами, частицами с нулевой массой и нулевым зарядом. Для всех кварков существуют антикварки. Они не могут наблюдаться в свободном виде. Имеют дробный электрический заряд: +2/3е – называются U-кварками (верх) и -1/3е – d-кварк (низ).

Кварковый состав электрона - uud, кварковый состав протона - udd

Слайд 9. Частицы, не входящие в состав ядра, – лептоны. Лептоны – фундаментальные частицы, не участвующие в сильном взаимодействии. На сегодня известно 6 лептонов и 6 их античастиц.

У всех частиц есть антицастицы. Лептоны и их античастицы: электрон и позитрон с ними электронное нейтрино и антинейтрино. Мюон и антимюон с ними мюонное нейтрино и антинейтрино. Таон и антитаон - таонное нейтрино и антинейтрино.

Слайд 10. Все взаимодействия в природе являются проявлениями четырех видов фундаментальных взаимодействий между фундаментальными частицами – лептонами и кварками.

Сильному взаимодействию подвержены кварки, а глюоны являются его переносчиками. Оно связывает их вместе, образуя протоны, нейтроны и другие частицы. Косвенно оно влияет на связь протонов в атомных ядрах.

Электромагнитному взаимодействию подвержены заряженные частицы. При этом под воздействием электромагнитных сил сами частицы не изменяются, а лишь приобретают свойство отталкиваться в случае одноименных зарядов.

Слабому взаимодействию подвержены кварки и лептоны. Самый известный эффект слабого взаимодействия – превращение нижнего кварка в верхний, что в свою очередь заставляет нейтрон распасться на протон, электрон и антинейтрино.

Одной из самых существенных разновидностей слабого взаимодействия является взаимодействие Хиггса . Согласно предположениям, поле Хиггса (серый фон) заполняет все пространство жидкость, ограничивая дальность слабых взаимодействий. Также бозон Хиггса взаимодействует с кварками и лептонами, обеспечивая существование их массы.

Гравитационное взаимодействие. Является наиболее слабым из известных. В нем участвуют все без исключения частицы и переносчики всех видов взаимодействия. Осуществляется благодаря обмену гравитонами – единственными, еще не открытыми на опыте частицами. Гравитационное взаимодействие всегда является притяжением.

Слайд 11. Многие физики надеются на то, что подобно тому, как удалось объединить электромагнитное и слабое взаимодействия в электрослабое, со временем удастся построить теорию, объединяющую все известные виды взаимодействий, название которой «Великое объединение».

4 . Закрепление знаний.

Первичное закрепление (Презентация Гордиенко Ж. «Большой адронный коллайдер». Современные ученые стараются усовершенствовать процесс изучения частиц, с целью добиться новых открытий для научно-технического прогресса. Для этого строятся грандиозные исследовательские центры и ускорители. Одним из таких грандиозных строений является Большой адронный коллайдер.

Итоговое закрепление (работа в группах: ответы на вопросы по учебнику)

Вы разделены на две группы: 1 ряд и 2 ряд. У вас есть задание на листиках: вам необходимо ответить на вопросы, а ответы вы найдете в учебнике в параграфе 28 (стр. 196 – 198).

Задания первой группы:

    Сколько всего фундаментальных частиц? (48)

    Кварковый состав электрона? (uud)

    Перечислите два самых сильных взаимодействия (сильное и электромагнитное)

    Полное число глюонов? (8)

Задания второй группы:

    Сколько частиц лежит в основе мироздания? (61)

    Кварковый состав протона? (udd)

    Перечислите два самых слабых взаимодействия (слабое и гравитационное)

    Какие частицы осуществляют электромагнитное взаимодействие? (фотон)

Озвучивание руководителями групп ответов на вопросы и обмен карточками.

    Итог урока.

Вы познакомились с некоторыми аспектами развития современной физики и теперь имеете элементарные представления о том, в каком направлении развивается наша наука и для чего нам это нужно.

6. Домашнее задание. Параграф 28.

Задания первой группы:

1. Сколько всего фундаментальных частиц? ______________

2. Кварковый состав электрона? ____________

3. Перечислите два самых сильных взаимодействия ______

4. Полное число глюонов? _______

___________________________________________________________________

Задания второй группы:

1. Сколько частиц лежит в основе мироздания? ________

2. Кварковый состав протона? ___________

___________________________________________________________________

Задания первой группы:

1. Сколько всего фундаментальных частиц? __________

2. Кварковый состав электрона? __________

3. Перечислите два самых сильных взаимодействия __________________________________________________________________________

4. Полное число глюонов? _________

___________________________________________________________________

Задания второй группы:

1. Сколько частиц лежит в основе мироздания? ____________

2. Кварковый состав протона? _____________

3. Перечислите два самых слабых взаимодействия ______________________

4. Какие частицы осуществляют электромагнитное взаимодействие? ______

___________________________________________________________________

Задания первой группы:

1. Сколько всего фундаментальных частиц? _____________

2. Кварковый состав электрона? ______________

3. Перечислите два самых сильных взаимодействия ________________________________________________________________________

4. Полное число глюонов? _____

___________________________________________________________________

Задания второй группы:

1. Сколько частиц лежит в основе мироздания? ______

2. Кварковый состав протона? _________

3. Перечислите два самых слабых взаимодействия _______________________

4. Какие частицы осуществляют электромагнитное взаимодействие? _______
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок проводится в 11 классе и рассчитан на 2 академических часа и разбит на несколько блоков:

  • характеристики, описывающие состояние электрона в атоме;

Каждый из этих блоков может рассматриваться как в отдельности, так и в совокупности. Так блок «Этапы развития физики элементарных частиц» (Слайды 1-5) может быть рассмотрен в 9 классе при изучении соответствующей темы на ознакомительном уровне. Так же в 9 классе можно использовать блок «Методы регистрации элементарных частиц» (Слайды 29-31) при организации работы учащихся с учебником. Блок «Виды взаимодействия и их свойства» (Слайды 11-15) может быть использован на первых уроках 10 класса.

Перед изучением темы в 11 классе (за неделю) учащиеся получают задание подготовить сообщения по следующим направлениям:

  • этапы развития физики элементарных частиц;
  • виды взаимодействий и их свойства;
  • методы регистрации элементарных частиц.

Эти темы ими уже изучены ранее (9-10 класс), поэтому подготовка не занимает много времени и обычно не вызывает вопросов. На уроке учащиеся делают записи в рабочих тетрадях, опираясь на сообщения и слайды презентации. Блок «Характеристики, описывающие состояние электрона в атомах» рассматривается лекционно. По ходу лекции учащиеся записывают только названия характеристик.

Используемая литература :

  1. Элементарный учебник физики под ред. акад. Г.С. Ландсберга. Том 3. М.: «Наука», 1975
  2. Б.М. Яворский, А.А. Детлаф Курс физики. Том 3. М.: «Высшая школа», 1971
  3. Б.М. Яворский, А.А. Детлаф Физика: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: «Дрофа», 2000
  4. Ваш репетитор. Физика. Интерактивные лекции. Диск 1. ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение», 2003
  5. Л.Я. Боревский Курс физики 21 века. М.: «МедиаХауз», 2003

Тема урока: «Элементарные частицы и их свойства»

Цель урока:

  • Образовательные : получить учащихся, усвоивших следующие знания:

    • в микромире выделяются три уровня, различающихся характерными масштабами и энергиями (молекулярно-атомный, ядерный, уровень элементарных частиц);
    • в природе существует около 400 различных элементарных частиц (вместе с античастицами);
    • различают 4 типа фундаментальных взаимодействий (сильное, электромагнитное, слабое, гравитационное)
    • сильное взаимодействие свойственно тяжелым частицам; в электромагнитном непосредственно участвуют только электрически заряженные частицы; слабое взаимодействие характерно для всех частиц, кроме фотонов; гравитационное взаимодействие присуще всем телам Вселенной, проявляясь в виде сил всемирного тяготения;
    • фундаментальные взаимодействия различаются интенсивностями, радиусами действия, характерными временами, а так же свойственными им законами сохранения;
    • все элементарные частицы делятся на лептоны (фундаментальные) и адроны (составные);
    • адроны делятся на мезоны и барионы;
  • Развивающие : получить учащихся, научившихся следующим видам деятельности:
    • распознавать различные виды фундаментальных взаимодействий по их характеристикам;
    • осуществлять классификацию элементарных частиц;
    • записывать реакции превращений элементарных частиц с учетом законов сохранения;
    • описывать устройство и принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц;
  • Воспитательная : получить учащихся, убедившихся в том, что:
    • все элементарные частицы превращаются друг в друга, и эти взаимные превращения – главный факт их существования;
    • выявление общего (обменного) механизма всех фундаментальных взаимодействий дает надежду на возможность построения единой теории, объясняющей картину мира;
    • составными частями материи являются: 6 сортов кварков и 6 лептонов, взаимодействие между которыми осуществляется за счет обмена соответствующими переносчиками взаимодействий (фотон, 8 глюонов, 3 промежуточных бозона и гравитон)

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, таблица «Методы регистрации частиц», таблица «Фундаментальные взаимодействия», раздаточный материал (Приложение 1 , Приложение 2 )

План урока:

I. Активизация знаний

Вступительное слово учителя о необходимости познания научной картины мира.

II. Приобретение знаний

1) Сообщение учащегося «Этапы развития физики элементарных частиц» (Слайды 1-5)
2) Лекция «Состояние электрона в атоме» (Слайды 6-10)
3) Сообщение «Виды взаимодействий» (Слайды 11-15)
4) Лекция «Характеристики элементарных частиц» (Слайды 16-28)
5) Сообщение учащихся «Методы регистрации элементарных частиц» (Слайды 29-31)

3) Объясните возможность представленных реакций с точки зрения законов сохранения заряда (реакции подбираются на усмотрение учителя). Используйте данные таблицы (Приложение 1 )

4) Пользуясь законом сохранения заряда, таблицей 2 (Приложение 1 ) и Приложением 2 , объясните кварковый состав некоторых адронов (на усмотрение учителя)

IV. Контроль знаний

Задание 1.

По предложенным свойствам определите, к какому типу относятся представленные взаимодействия.

Тип взаимодействия Интенсивность Характерное время, с
1/137 ~10-20
~1 ~ 10-23
~ 10-38 ?
~ 10-10 ~

Задание 2.

Переносчиками какого типа взаимодействия являются:

  • Глюоны
  • Промежуточные бозоны
  • Фотоны
  • Гравитоны

Задание 3.

Каков радиус действия каждого из взаимодействий?

V. Домашнее задание

§§ 115, 116, краткие итоги гл.14