Фамилия спикера госдумы. Председатель Государственной Думы РФ: обязанности и полномочия

Полное название должности звучит как председатель Государственной думы Это главная должность в Думе, наряду с этим и самая ответственная. Председатель ГосДумы — одно из первых лиц государства, от его решений во многом зависит будущее страны. Место в аппарате управления страной у председателя Госдумы находится сразу после президента (Путин В.В.), председателя Правительства РФ (Медведев Д.А.) и председателя Совета Федерации (Матвиенко В.И.).

Каково быть председателем

Высокий статус председателя накладывает большие обязанности. Практически вся организационно-кадровая работа в парламенте России лежит на председателе. Также он зачастую является неформальным посредником между правительством и парламентом, так как пользуется уважением и имеет высокий авторитет. Как правило, председатель Госдумы после избрания на должность становится медийной личностью, его чаще упоминают в СМИ. Его жизнь и семья становятся публичными.

Политическая карьера также зачастую идет вверх и иногда в разрезе с партией, от которой политик был выдвинут. Такие председатели Государственной думы, как Рыбкин и Селезнев, после окончания полномочий продолжили самостоятельную политическую карьеру, например.

Обязанности председателя

Все вопросы по заседаниям нижней решает председатель Госдумы. Он осуществляет общее руководство и организует работы на заседаниях Государственной думы. Внутренний режим работы устанавливает также он, руководствуясь Конституцией и существующими регламентами. Председатель является ведущим лицом на заседаниях. Объявляет повестку дня, выносит предложения на обсуждения, объявляет выступающих, оглашает результаты и т.п.

Ответственность представлять Государственную думу перед другими органами власти, как и отчетность перед правительством и президентом Российской Федерации, также лежит на председателе. Он ведет переговоры и представляет палату перед субъектами РФ, ЦИКом, Центробанком РФ, Судами РФ, Счетной палатой и др.

Руководитель аппарата Госдумы и его первый заместитель назначаются на должность только председателем Думы после согласия Совета Государственной думы. Работу аппарата Госдумы и Совета Госдумы также организует и ведет председатель. В Конституционном суде РФ присутствует представитель Государственной думы РФ, это лицо представляет на должность и снимает с должности председатель ГосДумы. Также председатель может инициировать замену должностей своих заместителей, мест в комитетах и комиссиях Госдумы.

Возможности председателя Госдумы

Если между органами власти в субъектах РФ и органами государственной власти, либо между субъектом и субъектом возникают споры или разногласия, председатель комитета Госдумы участвует в мероприятиях по урегулированию.

Он обеспечивает доступ и ознакомление всех депутатов с поступившими законопроектами. Все материалы, которые относятся к теме, рассматриваемой на будущих заседаниях, председатель Госдумы рассылает в депутатские партии и в комитет Госдумы. После рассмотрения и одобрения законопроекта председатель отправляет необходимые документы в Совет Федерации для дальнейших чтений. В случае нерассмотрения законопроекта Советом Федерации, в соответствии со ст. 105 ч.5 Конституции РФ, председатель Госдумы России отправляет законопроект напрямую президенту РФ.

Свои обязанности по отчетности за работу палаты в истекшем периоде председатель может делегировать одному из заместителей.

При всем обширном круге полномочий любое распоряжение, поручение или решение председателя может отменить Государственная дума.

Избрание председателя

Председателя Госдумы избирают из депутатов нового созыва. При помощи бюллетеней депутаты голосуют за кандидатов. Выдвигаются претенденты на должность либо от партии, либо от объединения депутатов. Обычно голосование проходит тайно, но Государственная дума может принять решение об открытом голосовании.

После выдвижения в кандидаты на пост председателя Госдумы депутаты выступают с трибуны, отвечают на вопросы и намечают свой политический курс. После выступления кандидатов с трибуны могут высказаться и представители партий или объединений с поддержкой своего кандидата или с критикой оппонентов.

Каждый кандидат в председатели может взять самоотвод. Все остальные вносятся в бюллетени. Избранным считается тот, кто наберет не менее половины голосов от всего количества голосующих депутатов. Если ни один из кандидатов не стал лидером голосования, то проводится второй тур выборов. Туда выносят только первых двух претендентов, набравших максимальное количество голосов. Как и в первом туре, избранным считается тот, кто наберет не менее половины голосов, при том, что каждый член Госдумы голосует только за одного кандидата.

Тонкости выбора

Если голоса распределяются одинаково и лидера определить не удалось, назначается повторное голосование. Если и после этого ни один из кандидатов не набрал нужное количество голосов, то Государственная дума начинает выбирать первого заместителя председателя и заместителей председателя. Кандидаты на пост председателя Госдумы могут баллотироваться на пост заместителей. Каждый заместитель председателя Госдумы определяется большинством голосов.

Освободить председателя Госдумы от должности можно большинством голосов на думском голосовании.

Первый созыв

Первая Госдума сформирована в Российской Империи, во времена царей. В современной истории первый созыв Госдумы был 12 декабря 1993 года. Депутаты избирались тогда на два года. Первый председатель Госдумы первого созыва — Рыбкин Иван Петрович, выдвинутый от «Аграрной Партии» России.

Просуществовала Госдума первого созыва до 14.01.1996 года, слушания, чтения и прения проводились с 11 января 1994 года до 23 декабря 1995 года.

Первый председатель

Иван Петрович Рыбкин вошел в историю России как первый председатель Государственной думы России. Депутат с высшим образованием инженера-механика позднее стал кандидатом технических наук и защитил докторскую диссертацию, он — доктор политических наук. До избрания в Госдуму был сопредседателем СПТ (Социалистическая партия трудящихся), после работы в Госдуме первого созыва был заместителем председателя Центральной Избирательной Комиссии Коммунистической Партии РФ. В январе 1994 года вступил в «Аграрную Партию» России, где стал членом Правления. Был избран депутатом второго созыва. В середине 1994 года перешел обратно в Социалистическую партию трудящихся. Через год стал председателем Общественного объединения «Регионы России». С 1996 года назначен председателем Социалистической партии России. В том же году занял пост министра Совета Безопасности Российской Федерации.

Из этого примера видно, как взлетела карьера Рыбкина, после того как он занимал пост председателя Госдумы.

А начиналось все с работы народным депутатом в 1990 году. Рыбкин был избран депутатом Волгоградской области, где на тот момент работал первым секретарем Советского райкома КПСС г. Волгограда. Позже Рыбкин был назначен заместителем начальника Главводхоза Министерства сельского хозяйства в Москве.

Нелегкий путь первопроходца

В первом туре выборов на должность председателя Госдумы первого созыва приняло участие 6 кандидатов: Рыбкин от партии АПР и КПРФ, Власов от «Российского пути», Медведев от «Новой региональной политики» и ПРЕС, Лукин от «Яблока», Ковалев от «Выбора России», Брагинский от «Союза 12 декабря». В первом туре Рыбкин и Власов получили большинство голосов, но ни один из них не преодолел установленного барьера. Так как оба кандидата были выдвинуты левыми патриотическими силами, Власов принял решение отдать свои голоса Рыбкину и призвал своих однопартийцев голосовать за оппонента. Один из депутатов от ЛДПР пытался оспорить честность проведенных выборов, однако большинство депутатов проголосовало против инициативы переизбрания Рыбкина, выразив ему поддержку.

Четыре раза за время несения своих полномочий Рыбкина хотели переизбрать, снять с должности и лишить полномочий. И каждый раз большинство депутатов на голосовании оказывало ему поддержку.

Во время работы в Госдуме второго созыва Рыбкин был вынужден самостоятельно отказаться от должности депутата в связи с назначением его министром Совета Безопасности Российской Федерации.

Кто сегодня председатель Государственной думы РФ?

Имя председателя Госдумы шестого созыва часто находится на слуху и известно многим. Нарышкин Сергей Евгеньевич занимает этот пост с 21 декабря 2011 года. До этого он занимал пост руководителя администрации президента с 2008 по 2011 год. В Государственную думу был избран от партии «Единая Россия».

Сергей Нарышкин родом из Ленинградской области. Председатель Госдумы по образованию инженер-радиомеханик, окончил Высшую школу КГБ, а затем и международный институт менеджмента. Автор большого количества научных работ, монографий и статей. С сентября 2004 года он — руководитель Аппарата Правительства, с мая 2008 г. — руководитель Администрации президента.

Наш сайт предлагает новости касающиеся работы Государственной думы Российской Федерации. Всегда интересно почитать о новых законодательных инициативах депутатов. Политическая жизнь Госдумы наполнена бурными дебатами и обсуждения. Наш портал предлагает Госдума последние новости. Публикуется большое количество интересной и полезной информации. Оптимальный вариант для человека, который интересуется политической жизнью страны.

Госдума РФ новости сегодня можно получить в удобное для читателя время. Представлено много интересных и действительно полезных новостей. Отличный способ получения полезной информации. Узнать последние новости политической жизни России можно не выходя из дома или квартиры. Пользоваться сайтом очень удобно и доступен он в любое время суток.

Государственная дума РФ является законодательным органом, где разрабатываются и принимаются законы. Важно не упустить последние новости. На сайте постоянно появляется интересная и полезная для граждан информация.

5 октября в России стартовал новый политический сезон. На свое первое заседание собрались депутаты Государственной Думы седьмого созыва. Перед парламентариями с напутственным словом выступил Владимир Путин. В среду члены нижней палаты парламента выбрали нового спикера и его заместителей.

Как только были обнародованы результаты выборов в Госдуму, Владимир Путин провел встречу с представителями парламентских партий и попросил депутатов как можно скорее начать работу. В среду он обратился с напутствием ко всему составу нижней палаты. До этого президент принимал участие в открытии сессии нового созыва лишь однажды - в 2003 году. Нынешний состав парламента глава государства призвал работать на благо страны и граждан, невзирая на различия взглядов и политические разногласия, в тесном сотрудничестве с обществом, гражданскими институтами и правительством, передает .

"Мы никогда не вкладываем в это понятие "быть сильными" какие-то великодержавные нотки. Мы никому никогда ничего не навязываем. И навязывать не собираемся. Сила России внутри нас самих. Она внутри нашего народа. В наших людях. В наших традициях и нашей культуре. В нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах. В обороноспособности, конечно. Но, самое главное, наша сила, безусловно, в единстве нашего народа. Это важнейшее, может быть, ключевое условие сохранения нашей государственности, независимости и самого существования России как единого общего родного дома для всех народов, которые её населяют", - отметил Путин.

В повестке дня первого заседания Госдумы - организационные вопросы. Главный из них - избрание председателя. На этот пост, по предложению Владимира Путина, "Единая Россия" как партия парламентского большинства выдвинула Вячеслава Володина.

"Многие помнят его по парламентской деятельности. На посту председателя Государственной Думы такой опыт, как нам представляется, весьма полезен. Особенность еще и в том, что избирался он по одномандатному округу. Работая в администрации президента, многое сделал для того, чтобы политическая система стала более конкурентной, прозрачной, а выборы более легитимными", - заявил заместитель председателя Госдумы, руководитель фракции "Единая Россия" Владимир Васильев.

Альтернативным кандидатом стал представитель КПРФ Дмитрий Новиков. "Многое будет зависеть от качества формирования руководящих органов Государственной думы. Выборы председателя Думы - это не просто выборы человека, руководителя, это выборы одного из тех, кто входит в пятерку главных действующих лиц страны, главных политиков", - отметил председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

Голосование прошло в открытом режиме. За кандидатуру Володина - 404 депутата. В связи с избранием Вячеслава Володина спикером, глава государства освободил его от должности первого заместителя главы своей администрации и назначил на этот пост бывшего руководителя Росатома Сергея Кириенко. Первым делом новый председатель Думы рассказал о приоритетах в работе.

"Главное в нашей работе - это забота о наших гражданах. Поэтому первоочередной для нас должна быть социально-экономическая повестка, основные приоритеты которой обозначены в майских указах президента России 2012 года. Качественное законодательное их обеспечение остается важной задачей Госдумы. И в этом вижу приоритет", - сказал Володин.

Начать работать без раскачки - такую цель поставила перед собой Дума седьмого созыва. Многие организационные вопросы депутаты обсудили заранее. Сформировали фракции и определились с кандидатами на посты вице-спикеров - пять от "Единой России", двое от КПРФ и по одному от ЛДПР и "Справедливой России". Также по пропорциональной системе поделили и 26 комитетов. Половиной будут руководить единороссы, остальными - представители других партий. Впрочем, лидер ЛДПР убежден, что будущее за трехпартийным парламентом.

Этот состав Думы избран и приступает к работе. На следующем заседании 7 октября депутаты начнут работу над законопроектами. У каждой фракции - свой портфель. "Мы шли на выборы с предвыборной программой, которая называется 25 справедливых законов. Мы обещали избиратели, что мы внесем эти законопроекты в первый день работы государственной Думы седьмого созыва. Сегодня мы вносим 19 законопроектов, к тем 21, которые уже внесены", - указал председатель партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов.

Уже в пятницу Дума может принять в первом чтении предложенный правительством закон о единовременной выплате пенсионерам. В среду его одобрил профильный комитет. А не позднее 1 ноября парламент начнет работу над бюджетом. Но до этого оценит исполнение бюджета 2015 года и скорректирует текущий.

Алексей Платонов, Николай Жуков, Сергей Давидяк, "ТВ Центр".



Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Статья 109

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Назначение, которого ждали вот уже несколько месяцев, но в которое одновременно отказывались верить до самой последней минуты. Человек, обладавший огромным влиянием в структурах российской власти, занимая совершенно непубличную должность первого заместителя руководителя администрации президента, выходит из тени. Новым спикером Думы становится политик, который не привык к роли «пятого колеса в телеге», главный «автор» триумфа партии власти на недавних парламентских выборах.

Когда в октябре 2010 года тогдашний премьер-министр РФ забрал секретаря генсовета «Единой России» Вячеслава Володина на должность руководителя своего аппарата в Белом доме, этот политик перестал светиться на экране телевизора.

Но политическое влияние в России далеко не всегда соответствует степени публичности его обладателя. В течении без малого последних пяти лет в глазах огромной массы российских чиновников - губернаторов и депутатов, публичных политиков и тех, кто хотел стать таковыми - именно Вячеслав Володин являлся «вторым после Путина».

Теперь с этим исключительно жестким, целеустремленным и талантливым политиком предстоит повторно познакомиться и рядовым гражданам РФ.

Даже занимая менее важные должности, Вячеслав Володин всегда вызывал очень сильные чувства. Володин в роли председателя Государственной Думы уж точно не оставит никого равнодушным. Уверен, что уже в самые ближайшие месяцы его месяцы его фамилия по степени узнаваемости встанет в один ряд с фамилиями «Путин» и «Медведев».

Итак, who is Mr Volodin? Какому именно человеку Владимир Путин доверил руководство Государственной Думой?

Политическая карьера 52-летнего Вячеслава Володина стартовала в его родной Саратовской области. Окончив в 1986 году Саратовский институт механизации сельского хозяйства по специальности инженер-механик, Володин перешел на преподавательскую работу. Но уже в 1990-м году он де-факто стал профессиональным политиком: депутат Саратовского горсовета, заместитель мэра Саратова, вице-спикер областной Думы, заместитель губернатора области.

Простое перечисление этих должностей, естественно, не дает полного представления о роли и влиянии Вячеслава Володина в саратовской политике. А влияние это было таким, что тогдашний губернатор области, экстравагантный Дмитрий Аяцков, увидел в Володине опасного конкурента и постарался отправить его в «ссылку» в Москву. В 1999 году Володин был избран депутатом Государственной Думы от блока « Отечество - Вся Россия» и быстро замечен лидером своей парламентской фракции Евгением Примаковым.

Возглавляемая Примаковым фракция состояла из бывших обладателей самых высоких постов: недавних министров, недавних вице-премьеров. Но на роль своего сменщика не получавший удовольствия от парламентской работы Примаков выбрал именно Володина.

В 2001 году Евгений Максимович отвез Володина в Кремль, познакомил его с Владимиром Путиным и откомандировал на должность нового лидера фракции ОВР. Дальше карьера Вячеслава Володина в Думе и партии власти, частью которой вскоре стал блок ОВР, пошла по накатанной: вице-спикер нижней палаты, первый замруководителя фракции «Единая России»...

В чем секрет карьерного успеха Вячеслава Володина? Главная его черта - это, с моей точки зрения, исключительная трудоспобность, переходящая в трудоголизм. Очень многие чиновники любят рассказывать, что они работают «24 часа в сутки». Но на деле мало кто близок к этому «идеалу». Володин близок.

В свою бытность в Кремле будущий председатель Госдумы установил обычай: пять дней в неделю он с утра до ночи занимается разруливанием оперативных вопросов. А в субботу он приезжает на работу для раздумья и разговоров о вопросах стратегических.

Володин не терпит длинных отпусков. Уйдя в отпуск, он уже через несколько дней начнет звонить своим подчиненным и осведомляться, как идут дела на вверенных им участках.

Другая ключевая черта Володина - это, как я уже отметил выше, его исключительная жесткость. Новый спикер ГД - политический эквивалент бульдозера. Если он принял решение идти той или иной дорогой, то, кроме прямого указания Владимира Путина, его ничего не остановит.

Сохраняя спокойное выражение лица, Володин обязательно утрамбует все, что стоит у него на пути, и добьется поставленной цели. Быть врагом Вячеслава Володина - это участь, хуже которой не придумаешь. Володина в бюрократических и чиновничьих структурах откровенно боятся.

При этом будущий глава нижней палаты - очень приятный человек в общении. У него нет привычки повышать голос на подчиненных. Он не кричит, не ругается матом, не стучит кулаком по столу. Его жесткость носит не внешне-напускной, а внутренний характер.

Володина отличает энциклопедическое знание современной российской политической элиты и глубокое понимание реального механизма работы нашей власти. Назови новому спикеру ГД фамилию какого-нибудь регионального политика средней руки - и он все про него расскажет.

Политическое кредо Вячеслава Володина можно описать фразой: я человек Путина. Путин - для меня верховный главнокомандующий. Я обязан выполнить любой его приказ.

И, как все мы могли видеть после подведения итогов недавних думских выборов, приказ Путина об укреплении потрепанной «бурей с Болотной» вертикали власти Володин выполнил на отлично. «Единая Россия» не просто добилась того, что англоязычном политическом жаргоне именуется «landslide victory” (в дословном переводе - победа обвалом, оползнем). За исключением Алексея Навального и группы его единомышленников все признают: нынешний результат «ЕР» не является следствием известной еще со сталинских времен мысли «не важно, кто и как голосует. Важно, кто и как считает».

Почему же тогда Вячеслава Володина не оставили в администрации президента готовиться к выборам главы государства в 2018 году?

Я пока не понимаю путинской мотивации. Возможно, она станет более очевидной после того, как выяснится, кто заменит Володина на Старой площади. Но «фронт работ», который ждет нового спикера ГД в Охотном Ряду, в принципе понятен: Володину предстоит вернуть нижней палате парламента ее «былую славу и гордость».

В 2012 году теперь уже бывший спикер Государственной Думы Сергей Нарышкин в ходе интервью так ответил мне на вопрос об общественном восприятии ГД как « сборища роботов-анроидов»: «У меня есть очень сильное искушение задать вам свои вопросы. Но я не буду этого делать: считаю себя деликатным человеком». Возможно, Сергею Евгеньевичу не стоило так деликатничать. Мое - и не только мое - мнение не изменилось: в системе органов российской власти Государственная Дума занимает важное место только на бумаге.

Ветерану самых жестких политических битв Вячеславу Володина «излишняя деликатность» всегда была чужда. Посмотрим, как себя проявит Дума под его руководством.